Консультация для воспитателей «Использование музыкальных распевок в младших группах ДОУ для профилактики речевых нарушений»
Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди
расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит
определенный закономерный путь. Различного рода задержки развития,
педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недо-
развитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям
звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней
нарушенного произношения: полное неумение правильно произносить звук
или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном
произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по
звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить их
изолированно.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно
которому необходимо развивать не только отдельные части речевого
аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыха-
тельного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи
могут оказать музыкальные занятия с использованием специально
подобранных упражнений, распевок, которые позволяют эффективно
добиться автоматизации звуков и координации различных отделов системы
речеобразования, а также развития речи в целом.
Одним из приемов профилактической работы над развитием речи
детей младшего дошкольного возраста является пальчиковая гимнастика.
Развитие чувства ритма и координации речи с движением обычно бывает
наиболее сложной задачей. Необходимо помнить, что залогом четкой
артикуляции является активное, а не пассивное выполнение движений.
Нельзя также забывать о том, что самое главное при выполнении
пальчиковой гимнастики — это согласование ритма движений со
стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен
быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во
фразе), чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно
соответствовать слогу).
Развитию музыкального слуха способствуют дидактические игры
типа: «Угадай, кто поет и назови песню», «На чем играют?» и т.д. Уже в
младшей группе педагог привлекает внимание ребенка к точному
воспроизведению мелодии. Ребенок поет распевки, короткие песни и при
этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают
сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно
воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка
«подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом, что является
важным для речевого развития младших дошкольников.
Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие звуки.
Например, мама-птица поет низко (чик-чирик — звук до 1-й октавы), а
птенчики — высоко (чик-чирик звук до 2-й октавы). Понятие о длительности
звуков дается в самой простой форме — одни звуки бывают короткие,
другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с различными явлениями,
взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий). В процессе
музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет
важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится
музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?». Педагог располагает
на фланелеграфе фигурки большой и маленькой птиц и рассказывает:
«В одном дворе жили курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая
птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все
мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша
мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем
педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыпленок и
запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поет на ноте до2, дети повторяют.
Таким же образом находят мамы-птицы и остальных малышей. Аналогично можно провести игры с использованием фигурок кошки, козы, коровы…
Посредством пения упражняется и совершенствуется детское
дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой.
При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует
ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в
отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и
легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка педагога,
которые при пении максимально активны.
Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки,
связанные с мышцами артикуляционного аппарата, совершенствуется
речевое дыхание, музыкально-слуховое восприятие, пальчиковую моторику