Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ, направленная на развитие познавательной, поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Управление образования администрации муниципального образования

Тимашевский район

 

 

Развивающая предметно-пространственная среда

в ДОУ, направленная на развитие познавательной, поисково-исследовательской деятельности дошкольников

 

Из опыта работы муниципальной экспериментальной

площадки МБДОУ /\С № 12

 


 

г. Тимашевск

2017 г.

Развивающая предметно – пространственная среда функционально  моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям  как можно больше возможностей  для активной целенаправленной деятельности, в том числе и развитию познавательной активности, т. е. ребенок  действует, значит, он активен, он развивается, вследствие этого и формируется  личность.

 Каждая  деятельность служит у ребенка  удовлетворению каких-либо  потребностей. Потребности ребенка всегда социально обусловлены, но среди  них можно  выделить  потребности различной направленности: витальные,  направленные на  жизнеобеспечение;  познавательные, определяемые родовым человеческим качеством искать  и исследовать  новое в своем  окружении, близком и далеком;  общественные  — потребность в общении с другими  людьми и другие.

Потребность ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял  бы его. Так,  познавательная потребность удовлетворяется лишь там, где ее предмет (материальный или духовный)  неисчерпаем.

Для удовлетворения  этой и других потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая-то  интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Цель, в свою очередь, всегда дана, как писал А. Н. Леонтьев, в определенных условиях.  Применительно к   проблеме развивающей предметно – пространственной среды это положение конкретизируется через проблемность предметной ситуации действий ребенка.  Пример этого — любая головоломка, интересная полоса препятствий на спортивно-игровой площадке или модульно игровая среда. Каждому опытному воспитателю ясно, что основным развивающим  моментом перечисленных  средств является их проблемность, состоящая в том, что  ребенок, действуя с ним, обнаруживает и практически решает целый комплекс задач, возникающих у него  по роду деятельности. Иногда он    и сам ставит себе эти задачи (особенно благодатна в этом плане игра), ищет способы достижения  той или иной цели, что является  его первыми шагами творчества, порождает инициативу, активизирует уже  имеющиеся знания.

Проблемность предметной   ситуации  деятельности порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Можно с уверенностью сказать, что развитие познавательной активности успешнее проходит в том детском учреждении, где создана развивающая предметно – пространственная среда и педагогический коллектив  ее активно использует.

Одним из необходимых условий образования дошкольников в условиях ФГОС ДО становится создание развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

— содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

— трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

— полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

— доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

— безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

 Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. С этой целью в группах созданы вместо традиционных уголков экспериментирования развивающие центры:

Центр «Науки и природы» — дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне.


 




 

Центр «Я— исследователь» -проводятся плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компаса, глобуса, микроскопа и др.


 

 



При оборудовании центра учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

Игровой центр содержит игры и упражнения, развивающие познавательные процессы дошкольников.



Центр моделирования — содержит разные виды моделей, способствующие развитию у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать и вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта, понять связи и зависимость в окружающем мире. Виды моделей: Предметные модели — в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

Это технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеиваются государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносятся печатными буквами их названия.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д.

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.



Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы.



Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

Формами работы с детьми по возрастным группам являются опыты в уголке экспериментирования, наблюдения в живой и неживой природе, огород на окне, осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, путешествие по карте.



 

Для развития у детей познавательного интереса, интересов к исследовательской деятельности и формирования научного мировоззрения в ДОУ создана исследовательская экспериментальная лаборатория «Почемучка».

 



Лаборатория является новым элементом развивающей предметной среды. Это база для специфической игровой деятельности детей. Создавая данную лабораторию, действовали по принципу: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Исследовательская экспериментальная лаборатория оборудована в специальном помещении, которая настраивает на восприятие чего-то необычного, тем более, что внешний вид лаборатории резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день. Главная задача лаборатории научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить ответы. Лаборатория предназначена для проведения опытов, экспериментов, наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала, поэтому подразделяется на ряд функциональных зон, в которых созданы условия для самостоятельного детского экспериментирования.




В лаборатории выделены:

  1. место для постоянной выставки, где размещены редкие предметы (раковины, камни, перья, кристаллы и др.);
  2. место для приборов;
  3. место для хранения материалов ( природного и «бросового»);
  4. место для проведения опытов;
  5. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и др.).

    Материалы данной зоны располагаются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет» и др.

    В распоряжении у детей:

    1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)



    2. Мерные ложки.

    3. Сита и воронки разного материала, объема.

    4. Резиновые груши разного объёма.

    1. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц
    2. Резиновые или пластиковые перчатки.
    3. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
    4. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
    5. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
    6. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т. п.



    7. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п.


    8. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.



    9. Контейнеры с песком и водой.
    10. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
    11. Часы песочные.
    12. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры

    18. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

    В зоне «Живая и неживая природа» размещены наборы для увлекательных экспериментов, которые познакомят детей с удивительными свойствами воды и воздуха, раскроют тайны многих физических и природных явлений. Маленькие экспериментаторы узнают, как можно вырастить кристаллы из пищевой соды, как сделать трехмерные пузыри.



    Изучая растения, проверят, сколько воды нужно растениям, как они могут выжить без посторонней помощи, понаблюдать за растениями, которые испытывают жажду. А так же узнать, как действует на растения солнечный свет. С помощью микроскопа дети удовлетворяют интерес к естествознанию, узнают, как устроено все вокруг. Осторожно изучить насекомых, понаблюдать за их повадками и особенностями их строения поможет бокс 3D.

    В зоне «Занимательной анатомии» находится анатомически точная уменьшенная модель человека, которая предназначена для наглядного изучения внутреннего строения жизненно важных органов организма. Из научного набора серии «Занимательной анатомии» дети узнают о важных функциях, которые выполняет кожа, познакомятся со строением кожного покрова, строением и функциями глаза, сердца.



    В зоне «Космос» дети могут отправиться в космическое путешествия и раскрыть все тайны Вселенной. Юные исследователи космоса с помощью телескопа смогут найти любое созвездие на ночном небе, совершить увлекательное, познавательное путешествие по Солнечной системе.




    В лаборатории имеется аудиоэнциклопедия, в которой собран познавательный материал по темам: «Животные Кубани», «Лесные птицы», «Удивительные насекомые» и т. д.

    В зоне обучения размещается мебель для проведения опытов и работы с дидактическими пособиями.



    Работа в лаборатории проводится в игровой форме. Главное назначение лаборатории повышение интереса к исследовательской деятельности, формирование основ научного мировоззрения.

    Большое внимание уделяется модели построения развивающего пространства территории ДОУ, которая включает в себя экологическую тропу, метеостанцию и сектор экспериментов на игровых участках.



    Чтобы уйти от стереотипов наблюдений на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий создана метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначенным для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Метеостанция оснащена оборудованием двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми. Традиционное оборудование: флюгер, термометр, компас.

    Самодельное оборудование: дождемер, ветряной рукав, султанчики, солнечные часы, песочные часы, гигрометр. Флюгер позволяет наглядно показать направление ветра, а ветряной рукав силу и направление ветра. Компас— прибор для определения сторон света. На деревянном домике, названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, дождемер. Самая необходимая вещь на метеостанции — термометр. Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, дети узнают температуру воздуха на солнце и в тени. На специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к домику, установлен при помощи эластичного крепления детский дождемер. Он выполнен из прозрачной пластиковой мерной кружки, имеющей плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в измерительную емкость. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер служит для измерения количества осадков.

     

     

    Гигрометр — прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой — она раскрывается, если влажный — закрывается. Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные детьми, (приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.



    Песочные часы — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка. На метеостанции находятся солнечные часы. Это «часы», расположенные на горизонтальной поверхности. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале и ваша собственная тень показывает вам, который час. Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где прослеживается метеопрогноз. Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей.



    Для формирования у детей потребности в самостоятельном изучении природы создается развивающая среда, в которой ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы, и активно взаимодействует с ними. Один из важнейших компонентов экологической образовательной среды в детском саду — экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе. Экологическая тропа — это разработанный и специально оборудованный маршрут в природу, позволяющий понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.



    На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети добывают здесь не только научные знания о природной среде, но и усваивают этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. В состав видовых точек экологической тропы включатся такие объекты как: клумбы обычные и особого назначения (с растениями-часами и растениями-барометрами), огород, альпийская горка, фитоогород, луг, поле, муравейник, пень, мох, «Птичья столовая», искусственный водоём.



     

    За каждой возрастной группой на территории ДОУ закреплена игровая площадка, на которой создан сектор экспериментов, вызывающий у детей большой интерес к познавательно-исследовательской деятельности. В сектор экспериментов входят: центры воды и песка, оборудование для проведения элементарных опытов таких как: «Тонет не тонет», «Как вытолкнуть воду?», «Окрашивание воды», «Цветы лотоса», «Почему снег мягкий?», «Замерзание жидкостей», «Чудесные спички» и др., различные игры с водой и песком.




    Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним, развивает наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

    Грамотное сочетание материалов и оборудования для поисково-исследовательской деятельности способствует овладению основными средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

    Опыты и исследования средствами предметно-развивающей среды помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?», «Почему?». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».



     

     

     

     

     

     

     


     

Комментарии закрыты.