Меню
Календарь
Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Программаформирования способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в школе в соответствии с ФГОС ДО, основанная на развитии поисково-исследовательской деятельности детей в ДОУ и семье

Управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район

 

 

 


 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 12

 

 

 

 

2018г.

 

 

 

 

 

Составители: Мусиенко Ю.С., старший воспитатель МБДОУ

детский сад №12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методологические обоснование .

В условиях быстро меняющейся жизни, принятия закона «Об образовании», введения ФГОС ДО, от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является следующее:

«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Однако традиционные технологии, традиционные занятия не могут обеспечить положительный результат в решении вышеперечисленных целевых ориентиров. Именно внедрение программы развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствует развитию у детей всех вышеперечисленных качеств.

Актуальность.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением сегодня стоит задача добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и, обязательно, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. А развитие активности мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания, что возможно только в поисково-исследовательской деятельности. Именно в рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение, активное освоение мира. Детям не сообщаются новые знания, не предполагаются способы действия, а создается проблемная ситуация, которую решает сам ребенок, при этом сам самостоятельно устанавливает связи и отношения, а значит, развивается его память, мышление, воображение, речь, творческая активность и самостоятельность – основные базисные качества личности.

Кроме того, формирование метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников является целевой установкой ФГОС, одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов вообще.

Использование инновационных педагогических технологий, организация всех видов деятельности с использованием технологий исследования открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных на наш взгляд — проектно-исследовательский метод, проблемное обучение и методы детского экспериментирования.
Так как данные методы поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.

 

Познавательная активность ребенка характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Отдельные знания и умения ребенок получает в детском саду, однако возникает противоречие между сложившимися знаниями, умениями и навыками и новыми познавательными задачами, которые ставит перед нами ФГОС ДО.

Проанализировав ФГОС ДО, ряд программ по дошкольному воспитанию, мы пришли к выводу, что все программы указывают на необходимость детского исследования и экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере. В отдельных методических пособиях имеются сценарии, конспекты НОД с использованием экспериментальной деятельности, однако система в организации данной работы отсутствует, педагоги испытывают трудности в планировании работы по организации исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста по всем образовательным областям. К тому же, традиционные методики, технологии утрачивают свою эффективность. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без программы, направленной на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в школе в соответствии с ФГОС ДО.

Кроме того формирование метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников является целевой установкой ФГОС, одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов вообще. Но как учить этому детей стандарт не определяет.

Практически все методические пособия, несмотря на то, что имеют эмблему ФГОС ДО дублируют традиционные занятия по всем образовательным областям. Современные ученные в своих теоретических исследованиях говорят
о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Указывают причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей, которые лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. Однако ни одно методическое пособие не дает конкретных рекомендаций по организации и проведению НОД с использованием технологии поисково-исследовательской деятельности. Что касается занятий по обучению грамоте, то на сегодняшний день, кроме пособия Журовой Л.Е., методического пособия Баевой Н.А., Калмыковой Н.В., Солодовой Т.Л. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», нет, да и в них традиционные занятия, задачи которых не в полной мере соответствуют целевым ориентирам федерального государственного стандарта.

 

Проблема актуальная для района и края, так как практика показывает, что педагоги не могут ориентироваться в том многообразии методических пособий, из которых нужно выбирать отдельные занятия и строить целостную систему исследовательской деятельности дошкольников, многие испытывают трудности в организации НОД с использованием исследований по изобразительной деятельности, музыкальной, трудовой, по развитию речи и пр. Практические работники не находят ответа, как в ходе НОД организовать партнерскую деятельность взрослого и ребенка, какими методами обеспечить их активность, как сделать де6тские исследования увлекательной игрой? Как не учить, а мотивировать детей к учению? Кроме того, в районе отсутствуют авторские программы по подготовке детей к школе в соответствии с ФГОС ДО.

В связи с этим  остро встает проблема  разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи,  и необходимости разработки вариативной модели развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников, не посещающих ДОУ, направленной на формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Эта проблема может быть решена, если разработанная программа подготовки к школе с использованием поисково-исследовательской деятельности дошкольников будет реализована с неорганизованными детьми и родителями в условиях консультационного пункта.

Проблема актуальная и том, что во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
Мы уверены, что именно поисково-исследовательская деятельность и система работы по разработанной нами программе обеспечит и проблему преемственности между ДОУ и начальной школой.

Актуальность выбранной темы объясняется и тем, что в районе проживает 9300 детей. Из них детей от 5 до 7 лет 1600 чел. Посещают ДОУ 5 700 чел., в подготовительных группах ДОУ – 640 чел. Таким образом, подготовка детей к школе в домашних условиях осуществляется у 1160 детей. Есть предположение, что у большинства этих детей не будут сформированы способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Эти дети не смогут получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов и нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. Эта проблема остро встает перед учителями начальных классов. В связи с этим  остро встает проблема  разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи,  и необходимости разработки содержания поисково-исследовательской деятельности дошкольников, не посещающих ДОУ, направленной на формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Использование разработанной программы открывает новые возможности подготовки к школе дошкольников, не посещающих ДОУ в рамках работы консультационного пункта.

Кроме того, в районе и в крае отсутствуют авторские программы по подготовке детей к школе в соответствии с ФГОС ДО.

Таким образом, было принято решение о создании программы формирования способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в школе в соответствии с ФГОС ДО, основанной на развитии поисково-исследовательской деятельности детей в ДОУ и семье.

Нормативно-правовая база ФГОС ДО

Конституция Российской Федерации

Конвенция о правах ребенка

 

Разработанные в ходе эксперимента программа, методические рекомендации, конспекты НОД по обучению грамоте (36), творчески переработанные конспекты НОД по всем образовательным областям с обязательным включением технологии исследования в каждом виде деятельности, авторские проблемные ситуации, ситуационные задачи, анализ и исследование художественных произведений, план работы консультационного пункта по подготовке детей и родителей к обучению в школе с использованием разработанной программы и др. окажут практическую помощь педагогам ДОУ и учителям начальной школы в организации подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО.

Цель программы: разработка содержания развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленного на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО по всем образовательным областям.

 

Задачи:

 

1.Создание условий для развития способностей как основы повышения качества дошкольного образования.

2.Разработка мини программ проведения детских исследований и выполнения творческих проектов с детьми по всем образовательным областям;

3.Разработка сценариев специальных занятий по развитию исследовательских умений и навыков проектирования у детей по всем образовательным областям ;

4. Разработка мониторинга отслеживания творческой деятельности дошкольников в ходе поисково-исследовательской деятельности

5.Обеспечение и повышение родительской компетенции в вопросах поисково-исследовательской деятельности детей организованных и неорганизованных через создание клуба по подготовки детей и родителей к школе в условиях консультационного пункта;

9.Выбор новых форм преемственности между ДОУ и школы в целях формирования метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников.

 

Задач много, возможно некоторые из них будут в ходе экспериментальной работы объединены.

 

Методическое обоснование программы.

 

В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике. Нами была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА ,Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой и др.

 

Методологическую основу проекта составляют труды Эльконина Д.Б., Аникиной М.А., Дыбиной О.В. А.И. Савенковой, которые утверждают возможность построения предметного действия как творческого акта.
В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н Усовой А.П.,  Е.Л. Панько
говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функции.

Исследования Мещеряковой С.Ю., Галимузовой Л.Н., Князевой О.Л. определяют подход к исследовательской деятельности как личностному свойству.

 

Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения, как обучения, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.
Реализуя метод проектов, детское экспериментирование и моделирование проблемных ситуаций на практике, мы придерживаемся взглядов педагогов и психологов (Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной), теории мотивационного управления (Шалаевой И.К., Поташника М.М.), деятельностного подхода в образовательном процессе , основы саморазвития личности (Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова

Ведущим инструментом в проведении исследовательской работы является использование возможностей исследовательской и проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и в современной начальной школе. Эта работа обладает значительным развивающим потенциалом, так как нацелена на повышение уровня когнитивного и социально-психологического статуса личности ребенка. Мы понимаем, что образовательная программа, позволяющая формировать у дошкольников и младших школьников метапредметные исследовательские умения должна строиться на базе активного использования возможностей исследовательского и проектного обучения в современном дошкольном образовании и начальной школе, поэтому предполагаем, что мы внесем изменения в содержание образовательной программы ДОУ.

В целом данная работа будет способствовать повышению качества дошкольного образования на современном этапе

В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:

  1. Принцип научности предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
    — содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  2. Принцип целостности — основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
    — предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
  3. Принцип систематичности и последовательности
    — обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
    — предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
    — формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
  4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
    — предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  5. Принцип доступности — предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  6. Принцип активного обучения — предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
    — обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
  7. Принцип креативности предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Принцип результативности предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей

     

    Инновационная идея программы.

     

    Основная идея предполагаемого инновационного продукта- создание целостной системы поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, отраженной в авторской программе подготовки детей к школе, как организованных , так и неорганизованных в условиях работы консультационного пункта. Содержание программы будет соответствовать целевым ориентирам ФГОС ДО, но количество занятий по каждому разделу образовательной области сокращено вдвое за счет того, что в самостоятельной деятельности в разные режимные моменты дети смогут заниматься поисково-исследовательской, творческой деятельностью в мини-лабораториях, организованных в группах, и центрах экспериментальной работы. В основу содержания программы положен системно-деятельностный подход, который предполагает

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям личности
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход от традиционныхз занятий к практическим, исследовательским и проектным формам работы);
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

 

Новизна программы

в разработке нового содержания подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО, в сокращении количества занятий по каждой образовательной области, в создании конспектов НОД по подготовке к школе для организованных детей ( 36 конспектов ) с включением в каждую образовательную деятельность поисково-исследовательских элементов и технологий. Новизна – в создании конспектов НОД в соответствии содержанием программы по подготовке к школе для неорганизованных детей, которые будут посещать консультационный пункт совместно с родителями , в создании авторских стихов на каждую букву с элементами проблем.

 

При реализации содержания данной программы будет решена одна из основных задач целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…. Именно внедрение данной программы развития исследовательских способностей детей через новые формы работы будет способствовать развитию у детей всех вышеперечисленных качеств.

 

Новизна также в создании программы, основанной на поисково-исследовательской деятельности, которая может быть использована в целях подготовки к школе организованных детей в ДОУ, неорганизованных детей, посещающих консультационный пункт, детей, которых готовит к школе учитель начальных классов в течение 2 месяцев; в определении показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью и определений готовности детей к школе; в создании методических рекомендаций по использованию игр и забав, ситуационных задач, проблемных вопросов и пр. поисково-исследовательской направленности. Новизна прослеживается в выборе новых средств и методов преемственности ДОУ и школы.
В поле зрения участников инновационной деятельности попадают все структурные элементы образовательной программы детского сада и начальной школы: концепция обогащения содержания воспитания, а также основного и внеурочного образования в начальной школе; традиционные и новые, оригинальные формы организации воспитательной и учебной деятельности детей; методы формирования метапредметных исследовательских умений исследовательской направленности. И, наконец, эта программа может стать основой образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

 

Содержание программы.

Категория участников: организованные дети подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет. Неорганизованные дети в возрасте от 6 до 7 лет, посещающие консультационный пункт совместно с родителями.

Срок экспериментальной работы ; 3 года.

Для реализации Программы используются различные формы организации образовательной деятельности: сообщения, беседы, которые нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать; диалог, дискуссия, обсуждение, помогают развивать способности говорить и доказывать,
логически мыслить. Организация игровых ситуаций, состояний с активным движением помогают приобретать привычки здорового образа жизни, опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность.

Различные конкурсы и смотры достижений помогают доводить образовательную деятельность до результата, фиксировать успех, демонстрировать достижения воспитанников, учат их достойно воспринимать результаты других воспитанников и т. д. Включение воспитанников в творческий процесс и изобретательство направлено на развитие творческих способностей. Выполнение самостоятельных исследований дает возможность – целенаправленно познавать, приобретать опыт. В процессе деятельности составляется портфолио. Все достижения воспитанников собираются в личный архив-папку «Мои достижения».

Предполагается работа с бумагой, сыпучими материалами, глиной, пластилином, красками, бросовым и природным материалом, стеклом, водой, тестом и др.

Реализация программы направлена на достижение следующих результатов:

  • овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.

Образовательные  результаты:

  • Социально-коммуникативное развитие:
  •  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  •  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  •  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  • Познавательное развитие:
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

    Эти задачи планируются практически на каждом занятии, меняется тематика, содержание и методы и приемы творческой, поисково-исследовательской деятельности детей. На каждом занятии планируется знакомство со звуком и буквой, упражнения на фантазию «На что похожа буква»;на каждом занятии решаются математические задачи, на каждом занятии создаются проблемно-поисковые ситуации для детей.

    Примерная тематика занятий.

     

    Тема

    Проблемно-поисковая деятельность

    1

    Как прекрасен этот мир.

    Звук и буква «А»

    Опыты с водой, воздухом, солнечными лучами.

    2

    Транспорт.

    Звук и буква «Т»

    Исследовательские задачи по ПДД.

    3

    Земля – наш дом, мы – хозяева в нем.

    Звук и буква «З»

    Проблемные ситуации по сохранению природы.

    4

    Вежливые слова и поступки».

    Звук и буква «С»

    Противоречивые ситуации.

    5

    Загадочный мир природы.

    Звук и буква «П».

    Опыты со светом, ветром.

    Ситуационные задачи: почему одни фрукты лежат долго, другие быстро портятся.

    6

    Россия – Родина моя.

    Звук и буква «Р»

    Сравнение разных частей света, разных городов и определение, где лучше жить.

    7

    Мой любимый город.

    Звук и буква» «Г»

    Создание мини-проекта «За чистоту моего города». Работа со схемами и таблицами.

    8

    Все профессии важны, все профессии нужны.

    Звук и буква «В»

    Проблемные ситуации с элементами ТРИЗ.

    9

    Я – человек.

    Звук и буква «Я»

    Работа со схемами и таблицами.

    10

    Мои добрые дела.

    Звук и буква» «Д»

    Исследование хороших и плохих поступков.

    11

    Урок творчества и фантазии.

    Экспериментальная работа с красками, водой.

    12

    Урок милосердия и доброты.

    Звук и буква «М».

    Решение проблемных ситуаций.

    13

    Зимние приключения.

    Звук и буква «Э».

    Эксперименты со снегом и льдом.

    Ситуации «Где живут мухи зимой?».

    14

    Твои права, ребенок.

    Звук и буква «О».

    Работа со схемами.

    15

    Приключения Буратино.

    Звук и буква «У»

    Опыты с деревом. Решение ситуационных задач «Случаи с Буратино».

    16

    Занимательная азбука.

    Звук и буква «К».

    Сложные слова.

    Эксперименты с копировальной бумагой. Копирование букв.

    17

    В гостях у Пиши Читая.

    Звук и буква «Ч».

    Решение загадок о буквах.

    18

    Веселый звукоград.

    Звук и буква «Н»

    Буквы с магнитом. Опыты с магнитом.

    19

    Какой транспорт лучше?

    Звук и буква «Ф».

    Упражнения на фантазию «Придумай и нарисуй свой транспорт»

    20

    Дружба красок. Звук и буква «Ы»

    Опыты с красками.

    21

    Волшебный сундучок моей бабушки.

    Звук и буква «Б».

    Проблемные ситуации «Что может лежать в сундучке?»

    22

    Ой, Кубань, ты наша Родина.

    Звук и буква «Ш».

    Проект «Музей кубанского быта. Что в нем может быть и почему?»

    23

    Поможем мальчику, попавшему в беду.

    Звук и буква «Л».

    Придумывание и разрешение проблемных ситуаций.

    24

    Экспедиция на северный полюс.

    Звук и буква «Ж».

    Опыты с солнечными лучами, светом.

    25

    Путешествие по сказкам.

    Анализ проблемных ситуаций из сказок.

    26

    В гостях у бабушки Акулины.

    Звук и буква «И».

    Опыты и исследования для получения хорошего урожая с огорода бабушки Акулины.

    27

    В поиске звуков.

    Звук и буква «Х».

    Исследовательская деятельность «Как и чем мы слышим?».

    28

    Веселые приключения на рыбалке.

    Звук и буква «Ю».

    Придумывание и разрешение ситуаций, которые могут произойти на рыбалке.

    29

    Путешествие в Африку.

    Звук и буква «Е».

    Эксперименты с песком.

    30

    В стране этикета.

    Звук и буква «Щ»

    Решение противоречивых ситуаций.

    31

    Цветик- семицветик.

    Звук и буква «Ц».

    Задания на развитие процессов фантазирования.

    32

    Экскурсия в музей

    Создание коллекций. Исследование свойств предметов, объединенных одними свойствами и качествами.

    33

    В стране знаний. Слова предметы и слова действия.

    Звук и буква «Ь», «Ъ».

    Исследования «Молния, гроза».

    34

    Волшебные приключения Снежка.

    Опыты со снегом, людом и водой.

    35

    Разноцветный сад.

    Кляксография.

    36

    Умники и умницы.

    Ситуационные задачи: Задай вопрос мудрецу. Куба ты полетел на ковре-самолете? Что бы ты попросил у волшебника? Представь, что ты в стране вообразили и пр.

     

    Подготовительная группа- 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год.

    Неорганизованные дети в возрасте от 6 до 7 лет, посещающие консультационный пункт, по желанию и возможностями родителей выбирают график подготовки детей к школе. Могут посещать консультационный пункт 2 раза в неделю, 4 раза в неделю или ежедневно в течение 2-х месяцев в апреле и мае.

     

  1. Механизм реализации проекта

     

    Задачи

    Действия (наименования мероприятий)

    Срок реализации

    Полученный (ожидаемый) результат

    Этап 1. Теоретический ,

    1

    Разработка и мониторинг уровня развития детей,  цель –выявить уровень развития исследовательских умений дошкольников и в дальнейшем фиксировать личностный рост и объем полученных умений у ребят.

    — Творческая группа разрабатывает схему мониторинга, по которой выявляется уровень исследовательских умений дошкольников до начала работы.

    Диагностические материалы формулируются в соответствии с ФГОС ДО) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников: 
    Интегративное качество «Физически развитый.

    Интегративное качество «Любознательный, активный».

    Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый.

    Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
    Интегративное качество «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

    Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
    Интегративное качество «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

    Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

    2016-2017 уч. год

    Создана модель мониторинга уровня исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО

    2

    Анкетирование родителей и педагогов — способствует оценке условий для реализации инновационной программы

    На основе анкетирования определяются задачи работы по повышению образования родителей согласно теме программы, создаются в семье необходимые условия для исследовательской деятельности дошкольников.

     

    Разработаны анкеты в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

    В ДОУ и семье созданы все условия для реализации программы .

    Подобраны

    мультимедийные игры на развитие мыслительной деятельности, созданы мультимедийныепрезентации.

    Приобретено оборудование для исследовательской

    деятельности, разработана картотека опытов по старшей и подготовительной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотека наблюдений.

    3.

    Содействие повышению квалификации педагогов.

    Обучающие семинары, семинары практикумы, памятки и рекомендации:

    — «Развитие поисково-исследовательской активности через экспериментирование», — «Создание развивающей среды в группе для активизации познавательной активности детей. — Создание поисковых лабораторий в старшей и подготовительной группах.

    — Оформление стенда «Экспериментальная деятельность дошкольников».

    — Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей путем поисково-исследовательской деятельности.

    — Постоянно действующий семинар по теме «Влияние экспериментальной деятельности на интеллектуальное развитие дошкольников и подготовку их к школе».

    -Педагогические советы по определению новых подходов к решению проблемы подготовки детей к школе средствами поисково-исследовательской деятельности: «Поисково-исследовательская деятельность –основа интеллектуального развития детей и подготовки их к школе», « Исследовательские умения и навыки — главное условия развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников», «Совершенствование системы работы по подготовке детей к школе средствами поисково-исследовательской деятельности».

    — Выставки –отчеты педагогов по реализации инновационной программы.

     

    Создана

    методическая база, подобрана специальная литература, намечены перспективы тематического планирования , подобраны методические разработки по теме проекта.

    Повышен уровень

    педагогической грамотности воспитателей путем проведения теоретических и практических семинаров по проблеме.

    а

    4.

    Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности детей в ДОУ

    Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Материалы». Они находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

    Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)

    Мерные ложки. Сита и воронки разного материала, объема.

    Резиновые груши разного объёма.

    Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.

    Резиновые или пластиковые перчатки.

    Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

    Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

    Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т. п.

    Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п.

    Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

    Контейнеры с песком и водой.

    Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

    Часы песочные.

    Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

    Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.

     

    Центры поисково-исследовательской деятельности.

    Мини-лаборатории в старшей и подготовительной группах.

    Уголок исследовательской деятельности в консультационном пункте.

    Этап 2. Практический

    1

    Активизация работы по включению познавательно-исследовательской деятельности

    в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.


     

    — Разработка конспектов НОД по всем образовательным областям с использованием технологий поисково-исследовательской деятельности. (по 18 конспектов по каждой образовательной области). 36 конспектов по подготовке детей к школе

    — Организация НОД с детьми.

    -Методы и приемы организации

    исследовательской деятельности: наблюдения; беседы;     опыты; дидактические игры, их систематизация;      

    разработка моделей экспериментальных ситуаций, творческих заданий по всем образовательным областям.


     

    2017-2018 уч. год

    Активизируется образовательная деятельность с детьми по исследовательской деятельности путем создания сценариев, конспектов нетрадиционных видов НОД с элементами поисково-исследовательской деятельности.

    2

    2.Создание системы

    планирования экспериментальной деятельности старших дошкольников.

    С

    Перспективные планы поисково-исследовательской деятельности и их апробирование в старшей и подготовительной группах, в дальнейшем – основа для создания программы


     

     

    Мини-программы,

    мини –проекты

    3.

    .Разработка

     

    модели экспериментальных ситуаций.

    Разработка и апробирование моделей экспериментальных ситуаций, игр. Упражнений, ситуационных задач. Подбор схем, таблиц и пр.

    Выпуск методического пособия.

     

    Практические материалы для работы с детьми.

    4.

    Разработка и реализация творческих экспериментальных проектов

    Детская исследовательская практика.

       

    5.

    Повышение

     

    компетентности родителей по вопросу поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

    Ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и ее роли в подготовке детей к школе. Организация сотрудничества с родителями.

    — Организация работы детско-родительского клуба «Я экспериментатор», создание плана его работы, разработка и апробирование сценариев заседаний клуба.

    -Консультация для родителей «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»

    -Консультация «Проведение с детьми экспериментов в летний период»

    — Семинар- практикум «Эти удивительные предметы» ( обучение родителей приемам экспериментирования в домашних условиях).

    — Лекция «Роль родителей в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности».

    — Родительское собрание « Подготовка ребенка к школе средствами поисково-исследовательской деятельности».

    -Открытые просмотры поисково-исследовательской деятельности детей в ДОУ.

    — Выпуск для родителей методических рекомендаций по вопросам поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

    -Выставка пособий для организации экспериментальной деятельности детей в семье

     

    В ДОУ работает клуб «Я экспериментатор»

    6.

    Апробация

    разработанных

    конспектов НОД,

    игр, упражнений с

    неорганизованными

    детьми в условиях

    консультационного

    пункта

    Организация работы консультационного пункта по подготовке неорганизованных детей к школе, апробирование программы

     

    Приказ ДОУ об открытии. Набор детей и организация работы с ними.

    .7.

    Обеспечить

    активное сотрудничество ДОУ и школы по вопросу формирования

    у детей навыков

    учебных действий в

     

    экспериментальной

    деятельности

    — Совместные педагогические советы, консультации, семинары и практикумы, деловые игры, творческие лаборатории.

    — Экскурсии детей в школу- в кабинет биологии, химии, физики.

    — Посещение воспитателями ДОУ уроков природоведения в школе.

    — Совместный педагогический совет с учителями начальной школы «Формирование предпосылок универсальных учебных действий дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности. Перспективы преемственности ДОУ и школы».

     

    Создана система преемственности между ДОУ и школой по вопросам исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников.

    8

    Исследование

    детской фантазии и

    творчества в

    рисунках «На что

    похожа буква»

    Издание детской

    книжки «На что

    похожа буква»

     

    Выпущенная книжка для детей и родителей.

    9.

    Создание единой

    системы

    мониторинга для

    всех участников

    педагогического

    процесса. Отслеживание и оценка эффективности разработанных диагностических методик и результативности подготовки детей к школе в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

    Анализ результатов

    эффективности педагогического

    процесса , способствующего

    познавательной активности

    дошкольников и подготовки их

    к школе в процессе поисково-

     

    исследовательской деятельности.

     

    Диагностические материалы, акты, протоколы.

    Этап 3. Наименование этапа, сроки реализации

       

    Итоговый

       

    1.

    Обобщить и систематизировать содержание, формы, методы и приемы поисково-исследовательской деятельности, направленные на интеллектуальное развитие дошкольников единую программу подготовки детей к школе.

    Организация работы творческих групп в ДОУ и школе.

    Творческие отчеты педагогов.

    2018-2019 уч. год

    Выпуск программы подготовки детей к школе с использованием технологий поисково-исследовательской деятельности.

    2..

    Взаимодействие ДОУ с другими организациями. Трансляция опыта работы

    — Проведение мастер-класс для педагогов ДОУ района по теме экспериментальной работы.

    -Районные методические объединения на базе ДОУ по теме экспериментальной работы.

    — Творческий отчет ДОУ о результатах экспериментальной деятельности.

    — Выпуск методических пособий.

    — Создание учебно- демонстрационных фильмов – презентаций по инновационной программе.

    -выступления педагогов на районных, городских конференциях, круглых столах, форумах и пр.


     

     

    Практические материалы.

    Выпуск методического пособия «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников».

    Выпуск методического пособия для педагогов и родителей, учителей начальных классов со сценариями, конспектами НОД, проблемными ситуациями исследовательской направленности и пр.

    3..

    Разработать и издать примерную программу работы по организации исследовательской деятельности старших дошкольников и подготовки их к школе.

    Издание программы.

     

    Выпуск примерной авторской программы подготовки детей к школе с использованием исследовательской деятельности старших дошкольников в свете требований ФГОС ДО.

    4.

    Выпуск методических пособий

    — «Роль педагога в организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников и подготовке их к школе».

    — Игры, упражнения, ситуационные задачи для дошкольников.

    — «Веселые буквы» — авторские стихи к буквам и звукам.

    — Практические материалы: конспекты НОД, авторские проекты и планы по их реализации.

    — Готовим ребенка к школе в условиях консультационного пункта.

    -Авторские диагностические методики, тесты, анкеты.

       


     

    Подведение итогов на основе мониторинга результатов

    Заполнение и анализ диагностических материалов.

     

    Диагностические материалы.

     

    Диагностические методики, критерии, показатели могут быть использованы имеющиеся в методической литературе. Это тесты, методики и опросники Доценко Е.В., позволяющие исследовать процессы образно-логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Умственные операции анализа и обобщения при диагностике готовности детей к школе помогут оценивать элементарные представления ребенка об окружающем мире, определять его умение рассуждать и грамматически правильно выражать свою мысль.

    ДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ (Методика «Запомни и расставь точки»),

    ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ    (Методика «Придумай игру», Методика «Придумай рассказ»).

    ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ    (Методика «Чего не хватает  на этих рисунках», Методика «Какие предметы спрятаны  в рисунках?»).

    ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ (образно-логическое мышление)    (Методика «Нелепицы»,    

    Методика «Исключение понятий» ,Методика «Раздели на группы»).   

    Наглядно-действенное мышление    (Методика «Воспроизведи рисунки»),

    Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по Керну–Йирасеку)   

    ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ    (Методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти» , Тест для оцени непроизвольной зрительной).

    ДИАГНОСТИКА РЕЧИ    (Методика «Определение активного словарного запаса»).

    ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ    (Методика проведения теста Керна–Йирасека, Методика «Определение мотивов учения»).

    РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ    (Тест «Несуществующее животное» ).  

    Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития каждого ребенка) осуществляется через наблюдения, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями в старшей и подготовительной группах 2 раза в год. В первом случае, она помогает выявить наличный уровень исследовательской деятельности дошкольников, во втором – наличие динамики ее развития.

    Кроме того, в ходе экспериментальной работы будут разработаны диагностические методики, за основу которых взяты целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе окончания дошкольного детства.

    В результате реализации инновационной программы будет решена проблема ранней и качественной подготовки детей к школе, формирование у будущих первоклассников

     

    Проектирующие результаты: Данная программа направлена на повышение качества подготовки детей к школе, развитие творческих способностей и основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, внимания, речи); выпуск готовой программы подготовки к школе с использованием элементов поисково-исследовательской деятельности; выпуск методических рекомендаций для воспитателей ДОУ и учителей начальной школы по подготовке детей , как организованных, так и неорганизованных, к школе; выпуск методического пособия, включающего конспекты НОД по всем образовательным областям с использованием элементов поисково-исследовательской деятельности, ситуационные задачи, мини-проекты, схемы и модели, используемые в поисково-исследовательской деятельности; разработка авторских диагностических методик по оценке качества подготовки детей к школе в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

     

    Наличие ресурсов.

    Детский сад укомплектован кадрами в полном объеме.

    100% педагогов имеют специальное педагогическое образование. 100% педагогов прошли курсовую переподготовку по проблеме внедрения ФГОС ДО.

    Имеют первую и высшую квалификационные категории – 75% специалистов ДОУ.

     

    Степень разработанности.

    В ДОУ обеспечена теоретическая подготовка педагогов, проведены консультации, семинары и практикумы по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников, развитию их творческих способностей. Издано методическое пособие с теоретическими материалами по проблеме экспериментальной работы.

    Опубликован цикл конспектов по разным образовательным областям с использованием элементов поисково-исследовательской деятельности.

    Разработаны проблемно-поисковые ситуации в разных видах деятельности дошкольников.

    Для определения показателей и критериев уровня овладения детьми исследовательской деятельности в ДОУ разработана циклограмма, в которой определены показатели и критерии, методы отслеживания результатов и предполагаемые формы работы с ребенком. С целью определения предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования, выявления устойчивых интересов ребенка разработана методика, в которой ребенку предлагается схематическое изображение центра поисково-исследовательской деятельности с различными материалами для исследования. Ребенку предлагается выбрать, куда бы он в первую очередь повел своего друга, пришедшего в гости.

     

     

     

Комментарии закрыты.