Звуки Б, Бь. Буква Б
Цели:
коррекционно-образовательные:
- научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Б, Бь;
- формировать словарь и учить дифференцировать предметы одежды по сезонам;
коррекционно-развивающие:
— учить детей дифференцировать звуки Б, Бь в слогах, словах, предложениях и тексте;
- развивать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать память и мышление;
коррекционно-воспитательная: - расширять кругозор детей.
Оборудование: наборы для составления схем, карандаши, тетради, картинки со звуками Б, Бь в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно образует слова-признаки (притяжательные прилагательные, тема «Дикие животные»).
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Общее расслабление. Выполнение действий по тексту.
- Руки на коленях, Пальчики прижаты.
- Руки, ноги сжаты, Пальцы разжимаем,
- Крепко, с напряженьем, Отдыхаем, отдыхаем.
- Развитие общей моторики.
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Топают ногами.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Руки перед грудью — «малень-
кий братец».
Вот они, сапожки.
Наклоняются вперед.
Этот с левой ножки.
Этот с правой ножки.
Поглаживающие движения снизу
вверх: левой и правой ногой.
Гели дождичек пойдет,
Наденем калошки.
(Е Благинина)
Топают ногами.
3.Развитие мелкой моторики. «Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(Н. Нищева)
Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих
рук.
4.Массаж лица.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
- Развитие мимических мышц.
Однажды купила мама Тане новые ботинки.
Радость.
Ботинки оказались маленькими.
Огорчение.
Проснулась на следующее утро Таня, а
рядом новые ботинки!
Удивление.
Ботинки как раз впору!
Восхищение.
- Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
— для челюсти: имитация жевания;
- для губ: почмокать губами, пошлепать губами;
- для языка: мы прижмем язык губами (пя-пя-пя);
а потом прижмем зубами (тя-тя-тя).
- Работа по развитию дыхания и голоса.
- вдох через рот — выдох через рот (5 раз).
- голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
вдох * эао.
эао
эао выдох
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
- Объявление темы.
Выделение четвертого лишнего.
Плащ, ботинки, пальто, куртка.
Кроссовки, сапоги, берет, туфли.
Какие первые звуки в этих словах? С ними мы сегодня и познакомимся.
- Акустико-артикуляционный образ звуков.Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков Б, Бь с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Характеристика звуков.
Звук Б — согласный, твердый, звонкий, губной. Звук Бь — согласный, мягкий, звонкий, губной.
- Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в ряду согласных.
На звук Б — хлопаем, на звук Бь — топаем. - Связь звуков и букв.
Логопед выставляет на доску букву Б — домик для звуков. Дети печатают букву в тетрадях по образцу.
- Дифференциация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Игра «Живое слово». Для игры берутся два слова: бант, бинт. После звукового анализа слова бант дети «становятся звуками» этого слова, встают в нужной последовательности и выбирают фишки соответствующих цветов. Остальные дети проверяют правильность «живой» (цвет- ной) схемы. То же со словом бинт. Затем дети
вместе составляют данные слова из букв раз-
резной азбуки и печатают их в тетрадях. - Вспомнить, какие слова были лишними. Соста-
вление предложений со словами ботинки,
берет. Анализ составленных предложений.
Запись графической схемы. - Громко, звонко повтори.
Ба-ба-ба — на избе была труба.
Бу-бу-бу — побелили мы трубу.
Бе-бе-бе — белый голубь на трубе.
Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.
//// Физкультминитка. Игра «Запретное движение».
///// Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Остановки».
Логопед перечисляет различные виды одежды для всех сезонов. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название осенней одежды. То же с обувью и головными уборами.
- Итог занятия и оценка работы детей.
С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звукам Б, Бь. Как называется:
- одежда для осени — … (осенняя);
- обувь для осени — … (осенняя);
- головные уборы для осени — … (осенние).
VII. Домашнее задание.