«Будь Человеком, человек, ты на земле своей!»
в МБДОУ № 12
Составители:
Астахова И.Н., зав. МБДОУ детский сад № 12
Шульженко Т.Ф., зам. по инновационной работе
Мусиенко Ю.С., старший воспитатель
Овсиенко О.В., воспитатель
В пособии представлен материал из опыта работы по организации и проведению природоохранительных акций в ДОУ через реализацию долгосрочного проекта «Будь Человеком, человек, ты на земле своей!».
Сборник адресован педагогическим работникам детских дошкольных учреждений .
Живешь ты в атомный наш век
И сам — не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
С. Михалков
Если в ближайшее время люди не смогут научиться гуманно и бережно относиться к природе, то планета погибнет, а вместе с ней и люди. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых – воспитателей и родителей.
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря.
На нас надеется Земля.
По ФГОС образовательный процесс необходимо строить на основе комплексно- тематического принципа, приближенного к «событийному», что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной и познавательной, а образовательный процесс – мотивированным. За основу реализации комплексно-тематического планирования принимаются следующие подходы: значимые события в природе, социальной жизни общества или праздник; значимое событие в литературном произведении; значимые события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, интересных предметов.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
— акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
— акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
— акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Проект, построенный на экологических природоохранных акциях «Будь Человеком, человек, ты на земле своей!» рассчитан на 2 года и построен на экологических акциях, которые направлены на сохранение растительного и животного мира нашего региона, подкормки птиц зимой, работы зеленого патруля или экологической полиции дошкольников. Каждая акция – это подпроект, то есть она имеет свои цели и задачи, разную продолжительность по времени (самой длительной является акция «Покормите птиц зимой»), но все они составляют единое целое проекта и направлены на формирование экологического сознания ребенка.
Сам проект по озеленению территории детского сада и близлежащей территории возник так: во время прогулок по улице, вдоль домов воспитанники отметили, что на улицах встречается мусор, у домов почти нет деревьев, а только машины стоят. Рассуждая, пришли к выводу, что мусор вредит природе, что должны быть и деревья и цветы, чтобы было красиво, и был чистый воздух. Тогда мы и задумались о том, а как мы можем помочь природе?
Сначала оформили стенгазету для родителей, где разместили фотографии и рисунки детей о мусорных местах, срубленных деревьях и заросших палисадниках перед домами. Потом было проведено анкетирование родителей по вопросам охраны окружающей среды. Таким образом, заручившись поддержкой родителей, был разработан проект: поставлена проблема, выдвинута гипотеза, намечены цели и задачи проекта, и, естественно, определены экологические акции – направления работы проекта. Обсудили план реализации проекта.
Проблема: Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? И что для этого надо делать?
Гипотеза:
Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Вид проекта: Познавательно-творческий, долгосрочный, групповой.
Цель: воспитание экологического сознания дошкольников; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, стремления самим беречь природу и призывать к этому окружающих
Задачи:
— воспитание любви к природе через восприятие красоты окружающего мира;
— воспитание гуманного, осознанно-ответственного отношения к миру природы;
— формирование у детей экологических знаний, культуры и отношения к природе;
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— повышение уровня информированности родителей в вопросах экологического воспитания;
— формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером;
— улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сада и населенного пункта;
— пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной групп, родители.
Сроки реализации проекта: 2 года
Место проведения: территория ДОО и близлежащая территория
Ожидаемый результат:
— расширение представлений у детей о растения и животных родного края;
— формирование исследовательских, поисковых навыков и умений;
— формирование экологического сознания дошкольников – гуманного, осознанно-ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны;
— развитие познавательного интереса к миру природы родного края;
— повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, а также родителей детей;
— формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером;
— активное включение родителей в педагогический процесс ДОО, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
— улучшение экологического и эстетического состояния территории детского сад и деревни
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
— составление плана деятельности
— анкетирование, диагностирование родителей, детей;
— подбор, чтение литературы по данным темам;
— оформление выставки книг и консультации для воспитателей и родителей;
— намечены акции: «Елочка – зеленая иголочка», «Чистая двор – здоровая земля!», «Осторожно, первоцвет!», «Каждой пичужке – кормушка», «Во дворах растут цветы небывалой красоты», «Легкие нашей планеты или посади дерево», «Берегите воду – источник жизни всего живого на земле», «Покормите птиц зимой!»; «Детский сад – цветущий оазис»;
— перепланировка экологической тропы ДОУ;
— сотрудничество с родителями;
— подбор литературных и музыкальных произведений, иллюстративных материалов на экологическую тему;
— подготовка цикла бесед и занятий, презентаций на экологическую тему;
— подбор и изготовление игр экологического цикла.
2 этап — основной, организационно-практический.
Работа с родителями:
-информация в родительском уголке – консультации, стенгазеты, листовки и брошюры;
— индивидуальные и групповые консультации;
— родительское собрание;
— привлечение родителей к участию в выставках – конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.;
— привлечение родителей к участию в трудовом десанте – посадке цветов и деревьев, субботниках по уборке территории и разбивке цветников на территории детского сада и у своих домов;
субботники
— предложить родителям посадить рассаду цветов, выращенную детьми в ДОУ, для оформления клумб и палисадников у своих домов;
— мастер-класс «Вторая жизнь ненужных вещей»;
— привлечение родителей к участию в развлечении «Мама, папа, я – экологическая семья»;
— познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети»
работа с детьми:
— чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях,
— тематические занятия с презентациями экологической направленности,
— беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым». «Природоохранные акции», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека»,
— конкурс чтецов «Воспитание красотой» (стихи о природе и ее охране),
— рассматривание иллюстраций,
— разучивание стихов,
— прослушивание музыкальных произведений,
— изготовление поделок и рисунков по каждой акции (в том числе и из бросового материала),
— изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Наши цветы в детском саду», «Первоцветы», «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Переделка – маленькое чудо» (фотографии поделок из бросового материала», «Все о лесе и его обитателях», «Растения лекарственного огорода», альбомов с рисунками по каждой акции,
— виртуальные экскурсии в зоопарк, ботанический сад, дендрарий, дельфинарий,
— изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Осторожно, первоцветы» и интервьюирование прохожих,
— создание «Зелёного патруля»,
— прогулки по экологической тропе детского сада и за его пределами,
— проведение праздников «С днем рождения, Земля!», «А мы – туристы», «Бал цветов», «День окружающей среды», «Синичкин день»,
— проведение экологической викторины «Люблю природу русскую»,
— участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов – бархатцев, петуний, настурции, с последующим высаживанием на клумбы детского сада и с родителями у своих домов; уборка своего участка от листьев, мусора и веток,
— театрализация сказок на экологическую тему с показом в младших группах,
— познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети».
3 этап – заключительный:
— озеленение территории детского сада и придомовой территории – посадка деревьев, цветов;
— выставки – конкурсы рисунков и поделок;
— развешивание кормушек;
— мастер – класс для родителей «Вторая жизнь ненужных вещей»;
— развлечение «Мама, папа, я – экологическая семья»;
— создание библиотеки (стихи, загадки, сказки, рассказы) о природе, животных, птицах, растениях, окружающей среде;
— конкурс чтецов «Воспитание красотой»;
— создание медиатеки — произведений о природе и окружающей среде;
— изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Наши цветы в детском саду», «Первоцветы», «Птицы на наших кормушках», «Наши любимые питомцы», «Переделка – маленькое чудо» (фотографии поделок из бросового материала», «Все о лесе и его обитателях», «Растения лекарственного огорода», альбомов с рисунками по каждой акции;
— создание видеотеки с фильмами о природе, ее обитателях, окружающей среде, виртуальными экскурсиями в зоопарк, ботанический сад, дендрарий, дельфинарий;
— изготовление буклетов и листовок «Сохраним ели», «Покормите птиц зимой», «Осторожно, первоцветы»;
— проведение праздников «С днем рождения, Земля!», «А мы – туристы», «Бал цветов», «День окружающей среды», «Синичкин день»;
— проведение экологической викторины «Люблю природу русскую»;
— познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети»;
— создана подборка игр и презентаций экологической направленности.
Достигнутые результаты:
В ДОО
— регулярно проводятся субботники по уборке территории;
— посажено в уголок сада три фруктовых дерева,
_ высажено 5 кустарников смородины, малины
— переоформлены клумбы (видовой состав),
— оформлен огород лекарственных растений,
— развешены кормушки (на территории ДОО и у домов) и ведется подкормка птиц зимой;
— развесили скворечники (на территории ДОО и у домов),
— у детей сформировано осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями,
— много интересных поделок сделано из бросового материала,
— родители вовлечены в педагогический процесс ДОО и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОО.
За пределами ДОО: высажена на клумбы рассада бархатцев, настурций; у домов стало чище – появились ведра под мусор.
Но работа на этом не заканчивается! Большая часть акций входит в постоянную систему работы – становятся традиционными, так как потребность в них необходима ежегодно.
С уверенностью можно сказать, что участвуя в экологических акциях природоведческого характера, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.