Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Что такое пуговка?»
Цель: расширить кругозор детей о таких предметах, как пуговицы.
Задачи: Формирование навыков работы с тестом, умений; пробуждение интереса к лепке теста.Освоение новых приемов практической работы с различными материалами. Развитие мелкой моторики рук.Воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству; действовать по словесному указанию воспитателя; развивать творческое воображение; расширять представления детей о традициях и праздниках, формировать интерес и любовь к созданию подарков своими руками, уважительного отношения к маме, стремления радовать ее. Развивать грамотную, связанную речь детей.
Предварительная работа: беседы о семье, составление рассказов о маме, чтение художественных произведений о маме, рассматривание иллюстраций, семейных фотографий, совместное обсуждение смысла пословиц о маме, вернисаж детских работ
«Портрет моей мамы».
Материал: игрушка «Сердце»,игры с пуговицами: «Найди такую же»; «Больше – меньше»; «Опиши пуговицу»; «Выложи фигуру».«Сказка о Пуговке», тесто для печенья, формочки, скалка, трубочки для коктейля, коробочки для печенюшек.
Ход:
I. Организационный момент.
Воспитатель:Кто открыл мне этот мир, не жалея своих сил?
И всегда оберегала? — Лучшая на свете МАМА.
Кто на свете всех милее и теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?Это — МАМОЧКА моя.
Книжки вечером читаети всегда всё понимает,
Даже если я упряма, знаю, любит меня МАМА.
Воспитатель:Кому посвящено это стихотворение? Какой праздник скоро будут отмечать все женщины?
А начнем мы его с передачи искорки добра и любви. Давайте возьмемся за руки. Искорка будет в виде легкого пожатия руки. Когда искорка вернется ко мне, я сообщу. Беремся за руки, закрываем глаза, я передаю. Вот искорка и вернулась ко мне, и я почувствовала все ваше добро и тепло — это так здорово!
Воспитатель:Самое прекрасное на свете слово – мама. Это первое слово, которое говорит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно! У мамы самое ласковое и доброе сердце. У каждого из вас есть своя мама, самая родная и любимая! Когда вы появились на свет, и не умели говорить, мама понимала вас без слов. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Посмотрите, в нашей группе появилось очень доброе и милое сердечко!
Предлагаю вам поиграть в игру «Признание любви». Вы будете передавать «Сердце» из рук в руки и говорить добрые, ласковые слова каждый про свою маму, какая она. Каждый, взяв сердечко, скажи ласковое словечко.
-Моя мама самая…(Обаятельная, добрая, ласковая, умная, привлекательная, заботливая, хозяйственная, обворожительная, модная , элегантная, остроумная, справедливая, трудолюбивая, красивая, щедрая, очаровательная и т. д.)
Воспитатель:Спомощью волшебных слов можно маме вернуть хорошее настроение. А вот сейчас мы и проверим знаете ли вы волшебные слова?
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …спасибо
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … добрый день.
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы…спасибо.
4. Когда бранят за шалости, говорят … прости пожалуйста.
Молодцы, не забывайте, как можно чаще говорить волшебные слова своим мамам!
Физминутка
На всей большой планете (чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри (голова: влево-прямо -вправо)
И взрослые и дети (руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки)
Мечтают о любви (обе ладони к сердцу)
Все люди ищут пару, (обнять друг друга)
Чтобы её любить. (начертить в воздухе сердце двумя руками)
Дарить друг другу радость (поднять руки вверх и покружиться)
Тепло и доброту. (ладонь влево; ладонь вправо)
Приду домой и сразу (ходьба на месте)
Я маму обниму (обнять себя руками)
Воспитатель: Ребята,скажите, ваши мамы любят праздники? В доме становится уютно, тепло, когда в семье начинается подготовка к празднику. Предлагаю, мамам сделать своими руками подарок. Только мы не будем покупать его в магазине и на грядке такого нет. Мы сделаем это своими руками! Только пальчики разомнём…
Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники».
Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (удары кулачками др. о друга).
Воспитатель: Висит, скучает пуговка – спокойно ей живется.
Не замечают пуговки, пока она не оторвется.
А ведь правда, ребята, мы и не замечаем пуговицы- пока они не оторвутся. Посмотрите на свою одежду, есть ли у вас пуговицы на одежде?
1.Я прошу хлопнуть в ладоши тех из вас, у кого есть пуговицы -….
2.Хлопают те, у кого есть разноцветные пуговицы-…
3.Хлопают те, у кого есть белые пуговицы-…
4.Хлопают те, у кого хоть одна пуговица оторвалась-…
Загадки про пуговицу.
1.Маленький, горбатенький в переулочке завяз (Пуговицы в петельке)
2.Мышки из норки выглядывают. (Пуговицы)
3.Толстая Алёнка прыгнула в воронку,
Сомкнулась воронка, завязла Алёнка. (Пуговица в петле)
Как же могла случиться такая большая беда?
Оторвалась пуговица. Раз и навсегда…
Она покатилась по улице, а там так много людей…
Искали её до вечера, но не нашли нигде.
Пропала моя пуговица, мой верный надёжный друг.
Ноги в штанинах путаются… Придётся ходить без брюк.
Поиграем в игры: «Найди такую же»; «Больше – меньше»; «Опиши пуговицу»; «Выложи фигуру».
Воспитатель:Атеперь, послушаем сказку о Пуговке:
«Сказка про Пуговку»
На одном, ничем не примечательном, сером пальто жила-была маленькая Пуговка. Из самой обыкновенной пуговичной семьи. Под воротником пальто жил Пуговица-папа, ниже Пуговица-мама, а самой нижней была сама Пуговка.Она была маленькой, но очень любопытной. Пуговка постоянно вертела головой, знакомясь с окружающим миром. Папа и мама предупреждали Пуговку, чтобы она не вертелась, ведь иначе можно оторваться от семьи и потеряться. А надо сказать, пришита Пуговка была неважно и нитки уже совсем износились. И в один день ниточка оторвалась, и Пуговка упала. Она не успела испугаться, так как благополучно приземлилась на клумбу с цветами.
Пуговка отряхнулась и начала оглядываться по сторонам. Вот ромашки склонились друг к другу. Гудят пчёлки, собирая нектар, вот капелька росы повисла на кончике листочка и в ней отражается она, Пуговка. Всё вокруг было прекрасно и безмятежно, но не было рядом папы и мамы, а это так страшно, остаться такой маленькой совсем одной в огромном мире. Стала Пуговка оглядываться, куда бы ей спрятаться, хотела найти укромный и безопасный домик.Вот Божьи коровки пошли на прогулку с детками. А на соседней веточке папа-кузнечик учит маленькую дочку играть на скрипке. Они так хорошо играли, что Пуговка заслушалась и даже не заметила, как чья-то большая тень заслонила солнышко. Пуговка почувствовала тепло добрых рук и стала подниматься всё выше и выше.
— Что случилось? Кто нашёл меня? – заволновалась Пуговка. Оказывается, её нашёл мимо проходящий портной. Он отнёс её в свою мастерскую и бережно положил в шкатулочку, в которой жили такие же маленькие пуговки. Сначала она испугалась и сильно-сильно зажмурилась. А когда открыла глаза, то увидела, что вокруг неё много пуговок, так похожих на неё. «Здравствуйте», -тихо сказала пуговка. Все стали с ней здороваться, улыбаться и предложили познакомиться. Были здесь такие разные пуговки и имена у них были весёлые и забавные! Звёздочка, Капелька, Лучик, Рыжинка, Веснушка и ещё много других маленьких подружек, которые с радостью приняли нашу Пуговку. Пуговка почувствовала себя среди своих, теперь ей не было страшно, но всё равно ей чего-то не хватало…
Как она тосковала по доброму Папе и заботливой Маме! В одно утро, когда все пуговки проснулись, место Рыжинки оказалось пустым. Пуговки испугались. Куда она пропала? Почему не возвращается в уютную шкатулочку? Другие пуговки тоже не знали, куда время от времени исчезали их подружки. Но все надеялись, что они попали в новую, хорошую семью. Пуговка, перед тем как ложиться спать, начала загадывала желание, чтобы как можно скорее нашлись и для неё родители.
И вот, в один прекрасный день добрые руки портного взяли её из шкатулки. Пуговка заволновалась: куда её несут? Зачем? И вдруг увидела, что её пришивают к новому пальто! А на этом красивом, пальто она увидела Пуговицу – папу, Пуговицу – маму, которые были так похожи на её родителей! И еще там было целых шесть Пуговок – сестрёнок! Все они по-доброму улыбались малышке, и Пуговка поняла, что обрела новую семью. Тогда она попросила помощников портного Иголочку и Ниточку пришить её покрепче, чтобы она больше никогда не терялась!
Ведь самое главное на свете, чтобы у каждого была любящая, заботливая семья, и никто не оставался одиноким и потерянным!
Воспитатель: А теперь, ответьте на вопросы:
-Где жила Пуговка? Назовите членов семьи Пуговки? Что случилось с Пуговкой? Куда она приземлилась? Что она увидела на клумбе? Кто нашёл пуговку? Куда положил её портной? Кто там уже был в шкатулке? Что происходило с подружками Пуговки? Какое желание каждый вечер загадывала Пуговка? Как приобрела новую семью Пуговка? Как звали помощников портного? Что самое главное в жизни каждого?
Пальчиковая гимнастика о пуговках:
С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки.)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку.)
Пуговичек очень много, (Играем пальчиками.)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крутим кистями рук.)
И портным я стать хочу. (Шьем иголочкой.)
Раз, два, три, четыре, пять —
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
Далее воспитатель показывает способы работы:
Вариант №1
Заготавливаем несколько пластов теста (раскатываем скалкой) разного цвета. Вырезаем формочкой (примерно по 1см). Складываем круги на противень. Меньшей формой надавливаем на большой круг,получается меньший круг. Проделываем дырочки.
Вариант №2
Скатываем один кусок теста «колбаской». Брем кусок другого цвета и раскатываем пласт. Обворачиваем пластом «колбаску». Раскатываем еще один пласт теста и снова обворачиваем. Нарезаем полученную заготовку. Проделываем дырочки.
Вариант №3
Раскатываем два куска теста разных цветов в одинаковые по размеру пласты. Складываем их вместе. Скатываем в виде рулета. Берем другой цвет теста и раскатываем пласт. Обворачиваем этим пластом «рулет». Нарезаем «рулет» ломтиками. Проделываем дырочки. И относим на кухню, испечь. Дети сами выбирают подходящий вариант работы.
Воспитатель: Какие прекрасные пуговицы у вас получились. Посмотрите, ни одна пуговичка не повторяется, они все разные!
Воспитатель: Вам понравилось создавать такие необычные пуговицы? (дети отвечали: да, очень, классно!). Какие трудности были у вас? (несколько детей отвечали, что трудно было катать тесто одной толщины). А что вам понравилось больше всего (дети отвечали- интересно получилоськогда формочкой вырезали, необычно –когда трубочкой от коктейля делали дырочки в пуговичках).
Мы с вами заготовили заранее коробочки для печенюшек. Давайте теперь упакуем их, приклеем записку «Мамочка, что пуговица, на ней вся семья держится!» и подарим их вечером своим мамам!