Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Возраст воспитанников (5-6лет)

Виды деятельности: познавательное, игровая, коммуникативная.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие

Программное содержание:

1.Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.

2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.

3.Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине, и последующие.

4.Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.

5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое  педагогом, в рифму.

Материал: Четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками — авторские и русские народные.

Предварительная работа:

Рассказывание по картинкам,  составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.

Ход занятия.

 Дети сидят полукругом перед двумя мольбертами, на которых стоят 4 закрытых картинки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, про что я сейчас загадаю  загадку:

Их любят взрослые и дети,

В них происходит все на свете:

И чудеса и волшебство,

В них побеждает зло добро.

Их мамы читают детишкам  на ночь

После чего закрываются глазки

И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)

Воспитатель: Правильно, сказки, и  сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?

Ответы детей (народ, сказочники) уточняю.

Воспитатель: Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)

Воспитатель: А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)

Воспитатель: Назовите, каких авторов-сказочников вы знаете?  Какие сказки они написали? Посмотрите на мольберт и скажите, где авторские сказки? Где русские народные?

Ответы детей уточняю и исправляю (К.Чуковский, А.С.Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм и др.).

Воспитатель: Назовите русские народные сказки.

Дети перечисляют сказки.

Воспитатель: Какими словами начинаются русские народные сказки?

Ответы детей : («Жили — были», «в некотором царстве, в некотором государстве…»)

Воспитатель: Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»).

Воспитатель: Скажите,   чем отличается сказка от рассказа?

Ответы детей уточняю:

В сказках звери разговаривают, думают, в сказках происходят чудеса, волшебство, в сказках есть выдуманные персонажи баба-яга, водяной, леший, кикимора и др.

Воспитатель: Далее я открываю 1 сюжетную картинку на мольберте и говорю:

Сегодня мы будем с вами сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?

Дети перечисляют, кого они видят на картинке.

Воспитатель: Где живут звери?

Ответы детей  :  (В лесу)

Воспитатель: В каком лесу живут звери?

Ответы детей  :  (Густом,  зеленом, светлом, дремучем и

т.д.)

Воспитатель: Какое время года, время суток вы видите?

Ответы детей :  (Лето, день)

Воспитатель: Какой день на картинке, как вы думаете?

Ответы детей : (Солнечный, летний, теплый, ясный)

Воспитатель: Как вы догадались, что это солнечный, ясный день?

Ответы детей : (Тень от деревьев, со стороны солнца деревья светлее, трава и листья светло- зеленые)

Воспитатель: Мы с вами выяснили, что на картине изображены разные звери. Какой еж? Заяц? Медвежонок? Белка? и др. (Описание внешности зверей).

Воспитатель: С каких слов мы начнем придумывать сказку?

Воспитатель: Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.)

В одном густом, зеленом лесу жили-были белка, еж, заяц, медвежонок. (Жили-были разные звери.) Жили они дружно.

Однажды в летний, солнечный, теплый день собрались друзья вместе и …

Воспитатель: Что было дальше, как вы думаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я открываю вторую картинку, и дети продолжают начатую сказку по сюжету второй картинки.

Затем я открываю третью картинку, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.

Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами:

Воспитатель: Что делает каждый из друзей?

Что случилось с одним из героев сказки?

Как помогла белка (заяц, медвежонок, мышка), попавшему в беду, ежику?

Воспитатель: Далее я спрашиваю:

Чем закончилась сказка? (Высказывания детей)

Воспитатель: Молодцы, вы придумали свой конец сказки, а вот как она закончилась у нас на картинах, узнаем после игры.

Физминутка.

Игра «Совушка — сова» или «День-ночь».

Воспитатель: После физминутки открываю четвертую картину и предлагаю рассмотреть ее, затем по ней придумать завершение сказки.

Чем закончилась сказка на наших картинках?

Ответы детей обобщаю.

Воспитатель: Что помогло всем зверям  спасти ежика? (Дружба)

Мы с вами придумали сказку, а как мы ее назовем?

Ответы детей: «Звериная дружба»,  «Спасение ежика» и др.

Далее дети, которые не рассказывали, рассказывают всю   сказку от начала до конца (3 человека).

Воспитатель: Я оцениваю сказки вместе с детьми:

Чья сказка понравилась больше всех? Почему?

Затем   указываю на ошибки и хвалю всех детей, особенно тех, у кого были удачные речевые обороты, интересный эпизод, интересное начало сказки и ее концовка.

Воспитатель: Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки, которые вам больше всего понравились и сделаем альбом с иллюстрациями к сказке.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение в рифму».

Воспитатель: Я буду читать предложения, а вы закончите его.

1.Заболела эта книжка,

Изорвал ее … (мальчишка, парнишка)

2.Взяли мы разные маски,

Чтобы показывать … (сказки)

3.Пышный хвост — ее краса,

Это — хитрая … (лиса)

 4.Песни поем веселые, хороводные

А сказки любим … (русские, народные)

5.А еще мы любим сказки поэтов.

Они в стихах, все знают … (об этом)

6.Хоть зима, хоть весна,

Вся в иголках … (сосна)

Воспитатель: Молодцы! Хорошая у вас получилась рифма, мы еще потренируемся и будем сами сочинять стихи.

На этом занятие закончилось.

Комментарии закрыты.