Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различие неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильно определение на слух источника звука помогает узнать направление откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как, благодаря ему, мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Для развития фонематического слуха ребенка важна игра со звучащими игрушками: бубен, дудочка, колокольчик, погремушка, гармошка, свисток. Сначала взрослый показывает ребенку эти игрушки, а затем демонстрирует их звучание. И когда ребенок запомнил звучание игрушек, мама (папа) просит его закрыть глаза и послушать, какой музыкальный инструмент сейчас будет звучать. Если ребенок без труда узнает звуки двух музыкальных инструментов, можно увеличить их до пяти.
Для развития у ребенка чувства ритма можно взять бубен и предложить послушать, как он звучит. Затем показать, что на бубне можно издавать короткие, медленные, четкие удары, под которые можно медленно ходить (пройти с ним по комнате, как мишка, черепаха, слон и т.п.).
Показать ребенку, что бубен может издавать не только короткие, но и быстрые удары, под которые, например можно попрыгать, как зайчик.
Чередуйте медленные и быстрые удары. Меняя темп звучания, вы научите ребенка менять темп движения. Усложняйте задания: отстукивайте ритм, спрятав бубен. Предложите ребенку самому выполнять движение в зависимости от того, какой ритм вы будете отбивать.
Выполняя домашнюю работу на кухне, мама вовлекает ребенка в игровую ситуацию по развитию слухового восприятия. Обратите внимание ребенка на то, как кипит чайник – буль-буль, как звенит посуда – дзынь- дзинь, как льется вода из крана –с-с-с, как стучит нож – вжик – вжик.
У всех мам на кухне есть контейнеры для сыпучих продуктов с частицами разной величины: манная и гречневая крупы, горох, фасоль, соль, сахар и т.п. Сначала можно предложить послушать и запомнить звучание каждого продукта в контейнере при встряхивании. Потом, по очереди встряхивая контейнеры, попросить ребенка отгадать, что внутри. Вначале достаточно ограничиться двумя контейнерами, после чего медленно увеличивать.
Также обратите внимание ребенка на тиканье часов – тик – так, гул пылесоса – у- у- у.
Игры направленные
на развитие фонематического восприятия
на неречевых звуках
Игра «Найди колокольчик»
Находясь в одной комнате с ребенком, взрослый на расстоянии 1- 1,5 м. сзади от ребенка звенит колокольчиком. Ребенок не должен его видеть, взрослый может спрятать колокольчик у себя за спиной. Если ребенок обернулся, но не стал искать, что звучало, нужно помочь ему найти колокольчик. В этой игре можно использовать погремушки, бубен, свисток.
Игра «Где играет дудочка?»
Взрослый просит ребенка закрыть глаза, отходит в сторону от него (справа, слева, впереди, сзади) и играет на дудочке. Ребенок, не открывая глаз, должен указать рукой, откуда доносится звук, и повернуться лицом к взрослому.
Игра «Хлопни, как я»
Предложить ребенку послушать, а потом воспроизвести по 1 (2,3) хлопку с равным интервалом под счет и без него.
Игра «Бей, барабан»
Взрослый четко произносит любое слово на выбор, затем предлагает ребенку повторить слово и постучать в барабан. Например: сан-ки, дом, ко-ро-ва, ли-са и т.д.
Игра «Угадай песенку»
Взрослый демонстрирует ребенку различные звуки: стук чайной ложечкой по стеклянному стакану, палочкой по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть этих действий). Взрослый просит ребенка угадать, какой предмет звучал.
Игра «Узнай по звуку»
Взрослый заранее знакомит ребенка со звуками, издаваемыми различными предметами: шум перелистываемых страниц книги, шуршание смятой бумаги, звук падающей ложки, режущих ножниц, стук режущего ножа, переливание воды из одного стакана в другой, подметание пола, мытье рук и т.д. Ребенок садится спиной к взрослому, производящему шумы и звуки разными предметами. Ребенок догадывается, чем взрослый производит шум, и не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Игра «Громко – тихо»
Взрослый, гуляя с ребенком на улице, обращает внимание на большие и маленькие машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко Би-Би. Как подает сигнал большая машина? Ребенок громко произносит: Би – Би. Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: би – би. Как сигналит маленькая машина? Ребенок тихо произносит: би – би. Взрослый говорит: Как только поедет машина, ты должен дать сигнал, не ошибись, большая машина сигналит громко, а маленькая – тихо.
Игра «Песенка ветра»
Взрослый, гуляя с ребенком, обращает внимание на легкий ветерок, качающий травку, цветы или сильный ветер, качающий ветки деревьев. Если сильный ветер, его песенку поем громко и длительно, если тихий ветерок – тихо и длительно.
На прогулке взрослый говорит, что сегодня дует ветер тихо, вот так: «У-у-у (тихо и длительно поизносит звук У, ребенок повторяет: У-у-у-у.
В конце прогулки взрослый обращается к ребенку: «Вдруг подул сильный ветерок, он громко загудел: «У-у-у-у»(Громко и длительно произносит звук У). Ребенок повторяет. Дома можно повторить «песенки» сильного и слабого ветра.
Игра «Узнай по голосу»
В игре участвуют все члены семьи. Ребенок знает их голоса. Взрослые поочередно воспроизводят неречевые звуки: «песню водички (с-с-с-с), шум пылесоса (у-у-у-у), песенка змейки (ш-ш-ш-) и т.д. Ребенок, не видя взрослых, должен угадать, кто говорит. (бабушка, дедушка, сестра, брат, мама, папа).
Игра «Угадай, кто идет»
Взрослый показывает ребенку игрушку медведя и говорит, что у него лапы толстые, большие, он ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Он медленно стучит в бубен, а ребенок ходит, как медведь. Потом взрослый показывает мышку, и говорит, что мышка, бегает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок бегает, как мышка. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно — то ходит, как медведь, то бегает, как мышка.
Менять темп звучания бубна можно не более 4-5 раз.
Игра «Угадай, что делать»
Ребенок сидит с платочками в руках. Если взрослый быстро играет на гармошке, он поднимает платочки вверх и машет ими, если медленно – держит руки на коленях.
Взрослому следует следить за правильной осанкой ребенка и правильным выполнением движений; чередовать быстрое и медленное звучание гармошки надо не более четырех раз, чтобы ребенок мог легко выполнять движения.
Таким образом, воспитание слухового восприятия направленно на выработку у детей умения воспринимать:
— правильность произношения звуков;
— четкость, ясность произнесения слов;
— повышение и понижение голоса;
— усиление или ослабление громкости;
— ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;
— тембровую окраску.