Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Конспект ООД «Солнышко-подсолнышко» в подготовительной группе

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Форма работы: решение проблемной ситуации, экспериментирование

Цель:Углубление представлений о подсолнухе, как об основной и важной масленичной культуре, развитие познавательной деятельности детей.

Задачи:

1.Сформировать представления о продуктах, которые дает нам растение «Подсолнух» и их применение;

2.Расширить знания о подсолнухе;

3.Развивать любознательность и интерес к экспериментированию, развивать мыслительные процессы: память, внимание, восприятие;

4.Обогатить и активизировать словарь детей;

5. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

Предварительная работа: Заучивание стихов, потешек о подсолнухе, молоке, пчелке, масле; отгадывание загадок; знакомство с особенностями строения растения-подсолнуха; хороводная игра «Урожай»

                                                    Ход занятия

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Дети: Скажем: «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

Воспитатель: Мы сейчас с вами поздоровались, а значит, пожелали всем (что?) здоровья. А ещё мы улыбнулись и тем самым подняли и себе и другим настроение.

— Что же ещё может нам поднять настроение? (конфеты, сладости, игрушки, стихи, красивая одежда, цветы). Что еще может поднять настроение? И конечно, солнце. Почему солнце вам поднимает настроение,

Ответы детей

А я знаю один волшебный цветок, который тоже может поднять настроение.

А поможет нам загадка:

— У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке,

Как дозреет солнышко

Будет горстка зернышек. (подсолнух)

Показать детям цветок – подсолнух.

 Ребята, мы говорим подсолнух, но научное название этого растения – подсолнечник. Давайте повторим его и запомним (хоровые и индивидуальные ответы).

— Ребята, а как вы думаете, почему это растение называется подсолнечник? Что оно напоминает? Ответы детей

-Правильно, большой цветок подсолнечника напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Подсолнух — символ радости, он очень похож на солнышко, его так и называют «цветок солнца», потому что, глядя на него, настроение поднимается и на душе становится. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать голову цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката.

А сейчас, давайте с вами превратимся в подсолнушки. Я даже волшебные слова знаю. Пока я буду говорить, вы кружитесь вокруг себя, а как скажу: «И в подсолнух превратись», вы — останавливаетесь. Руки наши превратятся в листочки, а головы — в макушки подсолнухов.

Дети встают.

«-Кружись, вертись и в подсолнух превратись!»

Воспитатель: Подсолнечник выращивается практически во всем мире. Ребята, давайте полюбуемся красотой цветущего подсолнечника. Посмотрите, какое бескрайнее поле подсолнечника.

А сейчас, садитесь поудобнее и послушайте интересную сказку про подсолнух.

Сказка о подсолнухе.

Вырос подсолнух под солнцем, стал думать: «Теперь я всех угощу». Да не тут – то было. Появились птички- невелички и стали клевать семечки из подсолнуха.

Летела маленькая птичка- невеличка и держала в клюве несколько семечек для корма своим маленьким птенцам. Одно зернышко не удержалось и упало на землю. Лежит семечко и думает:

«Как же так получилось, росло я с братьями и сестрами семечками в большом красивом подсолнухе, а теперь вот лежу одна — одинешенька на земле, никому не нужная. Лежит семечко, скучает. А тут и дождь пошел, напоил семечко, потом и солнышко пригрело. Стало семечко вверх расти, появился очень красивый желтый цветок – подсолнух.

 Подсолнух оказался не только похожим на солнце, но и таким же, щедрым. У цветущего подсолнечника пчелы собирают нектар и перерабатывают из него вкусный, полезный мед. Подсолнечник — медоносное растение. Мёд из нектара цветущего подсолнечника получается золотисто-жёлтого цвета. Посмотрите, вот какой получается мед. Так какое же это растение?

Ответы детей

Семечки подсолнуха люди научились перерабатывать. Из семечек подсолнуха производят подсолнечное масло. Вы видели на своей кухне подсолнечное масло? Зачем нужно масло?

На нем жарят, добавляют в пищу, им смазывают противни для выпечки.

Из семян подсолнечника делают масло, которое так и называется «подсолнечное». Давайте повторим это слово и запомним. А так же,готовят халву, маргарин, козинаки.

Подсолнечник имеет и лечебные свойства: лечат грипп, горло, ожоги. Используется он и в производстве мыла. Остатки после выдавливания масла идут на корм скоту. Вот таким оказался подсолнух.

Физкультминутка «Жёлтый подсолнух»

Жёлтое солнце на землю глядит ,         (руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Жёлтый подсолнух за солнцем

следит                                                          (с поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками

                                                            дугу)

Только жёлтые лучи у него не горячи. (наклоны головы к левому – правому плечу)

Он растёт на длинной ножке                  (руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки,                    (развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, чёрных семечек

 полна.                                                           (соединить над головой руки)

Ой, как много подсолнухов!!! Целое поле.

А вы знаете, в каждом из семечек живёт капелька подсолнечного масла? Хотите, проверим?!

Сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей, поэтому приглашаю вас в лабораторию, в которой познакомитесь с её свойствами.

Дети, вы согласны? Тогда надевайте халаты.

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

Правило №1. Сначала посмотри, потом повтори.

Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай другим.

Правило №3. Не пробуй ничего на вкус.

Правило №4. Поработал — убери всё на место.

Правило №5. Будь внимателен и аккуратен.

Занимайте свои рабочие места. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Экспериментирование:

Опыт 1. Есть ли в семечках масло?

Давайте попробуем положить семечку на лист бумаги, а сверху прикрыть вторым листом и немного надавить ложкой.

-Что получилось?

 Дети: На листе появились пятнышки

Вывод: Из семечек подсолнечника получается подсолнечное масло!

-Ребята, а где используют подсолнечное масло?

Дети: Для жарки, приготовления салатов

Опыт 2. Узнаем свойства масла.

У вас на столе у каждого по 2 стакана с жидкостью. Определите, в каком стакане находится растительное масло? Как определили?

Ответы детей: По цвету.

Вывод: растительное масло имеет цвет.

Опыт 3. Определить, имеет ли масло запах?

Воспитатель: Ребята, мы можем с закрытыми глазами определить, где вода, а где масло? Мы сейчас это и проверим. Как можем определить в каком стакане масло?

В первом или во втором? Как вы это определили?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, понюхайте, правда, приятный запах? Чем пахнет?

Дети: Семечками

Вывод: растительное масло имеет запах.

Опыт 4. Определить, что легче: масло или вода?

Берем стакан с водой и капаем пипеткой подсолнечное масло. Что мы видим? Масло остается на поверхности воды. А если мы размешаем масло ложечкой? Оно утонет?

Дети: Ответы

Воспитатель: Масло осталось на поверхности воды большой каплей. Представьте, что масло разлилось на поверхности моря. Как выдумаете, что может произойти с обитателями?

Дети: Ответы

Воспитатель: Правильно. А почему как выдумаете?

Масло не пропускает воздух, рыбы могут погибнуть, т.к. рыбы тоже дышат кислородом, так же, как и мы. Произойдет экологическая катастрофа.

Как вы считаете, а что нужно сделать, чтобы не произошла экологическая катастрофа?

Дети: Ответы

Вывод: Масло легче воды.

Опыт 5. Проверить, действительно ли масло прозрачно.

Воспитатель: Давайте определим, прозрачно масло ли масло? Попробуйте аккуратно бросить монетки в масло.

Воспитатель. Ребята, что же мы видим?

Дети: На дне емкости с маслом мы видим, брошенные нами монетки.

Воспитатель: Что же это означает?

Дети: Это значит, что масло прозрачное и поэтому мы видим брошенные нами монетки. И то, что монетки тяжелее и поэтому они оказались на дне.

Вывод: Масло прозрачно.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, мы познакомились со свойством масла,

Воспитатель: Ну как ребята, хорошо размялись? И,наверное, чуть-чуть проголодались? Расскажите мне, пожалуйста, а какие блюда готовят вам ваши родители?

Дети: Ответы

Воспитатель: Сейчас мы с вами приготовим вкусный салат. Посмотрите, что у меня стоит на столе?

Дети: Бутылка с подсолнечным маслом, огурец соленый, картошка, морковь, свекла.

Воспитатель: Ребята, помогите мне сделать салат. А, что ещё не хватает в нашем салате? Что нужно добавить?

Дети: Добавить масло

Воспитатель: Добавляем масло в наш салат, перемешиваем. Салат готов!

Давайте попробуем его!

Воспитатель: А вас я угощу вкусными продуктами от подсолнечника ( козинаки). А что интересного вы узнали? Что особенно запомнилось? Какие новые слова вам запомнились? Подсолнечник – цветок, на котором созревают семечки. Это — медоносное растение. Жмых-это отходы, которые остаются после переработки семечек, в дальнейшем он идет на корм животным. Мне с вами очень было интересно. Спасибо, вам! Вы сегодня были настоящими исследователями.

Дети делятся своими наблюдениями и впечатлениями…

Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце».

— Ребята, представьте, что вы подсолнушки и следите глазками за движением солнышка.

(Воспитатель берет в руки изображение солнца на палочке и передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами).

Воспитатель: А кто придумал, что из семечек делают масло — я вам сейчас расскажу:

Жил-был давным – давно Даниил Семенович Бокарёв. Шел он как – то по улице и увидел красивый цветок. Этот цветок так ему понравился. Цветок был необычный, большой, а внутри с семечками и назывался подсолнечник. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно – маслянистый. Грыз он семечки, грыз, и родилась у него мысль о получении из семян подсолнечника масла.

Насадил он у себя в огороде много подсолнечников, а в конце лета аккуратно срезал шляпки, снёс во двор и выбил из шляпок семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление.

Он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбрал гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный колышек. И при помощи двух клиньев, забиваемых молотком цилиндр в гнезде давил на семечки. По желобку стекала густая светло – коричневая жидкость. Необычный и приятный запах стоял в сарае, где Даниил Бокарёв «бил масло». Тут и соседи стали к нему приходить попробовать чудо – масло.

Вот таким образом Даниил Бокарёв изобрёл способ получения масла из семечек подсолнечника.

— Как вы думаете, как сейчас добывают масло?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а не поиграть ли нам в интересную игру, которая как раз называется «Подсолнушки»?

 Игра «Подсолнушки»

Для того нам всем нужно превратиться в подсолнушки. Я даже волшебные слова знаю. Пока я буду и говорить, вы кружитесь вокруг себя, а как скажу: «И в подсолнух превратись» — вы останавливаетесь. Руки наши превратятся в листочки, а головы в макушки подсолнухов.

«-Кружись, вертись и в подсолнух превратись!

— Сейчас ночь. Солнышко еще спит, и подсолнушки тоже спят, головки опустив вниз.

 -Наступает утро, встает солнышко и как только его лучи

 -Коснулись лепестков наших волшебных цветков, они повернули свои головки к нему на встречу.

 -Вот солнышко поднимается все выше и выше над горизонтом, а наши подсолнушки все также смотрят на солнышко

  -День подходит к концу, солнышко уходит за горизонт, подсолнушки провожают его прощальным взглядом и тоже отправляются отдыхать»

Воспитатель: Какие замечательные из вас, ребята получились подсолнушки. Вот так, день ото дня, встречая и провожая солнышко, росли – росли подсолнухи и осенью на месте цветка выросли новые семена.

Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю отгадать загадки, в которых зашифрованы продукты:

Как вы думаете, сможем ли мы отгадать все загадки? Ну тогда слушайте внимательно!

«Расколи его –будет зёрнышко,

Посади его – будет солнышко.

Это … семечко. Семена достают и очищают. Они очень вкусные.

На витрине магазина долго не скучаю,

Покупают меня быстро, к кофе или чаю! (халва)

Из семечек делают очень вкусную халву.

Воспитатель: О, да тут целая большая картина! Не знаю, как вам, а мне не терпится

 открыть все ее части и увидеть целиком. Слушайте внимательно.

Что всегда поверх воды?

Дети: масло

Воспитатель: Мы сейчас,проведём опыт- и вы все сами поймёте. Вы когда-нибудь замечали в тарелке супа блестящие жёлтые капельки, плавающие на поверхности? Например- в борще, молочном супе (в тарелку налить воды, сверху добавить масло)

Так вот это на поверхности жидкости плавает ни что иное, как… масло. Конечно масло.

Если семечки положить под пресс и сильно сжать, то из них можно выдавить масло! Оно называется подсолнечным маслом. Мы покупаем его в магазине. Подсолнечное масло мы используем для того,что бы что-то жарить, делаем вкусные салаты.

Воспитатель: Повторим стихотворение «Подсолнух», обратите внимание на правильное произношение слов.

Под солнцем подсолнух сегодня расцвел,

Собрал на цветок свой букашек и пчёл.

Гудит и жужжит неспокойный народ,

Как будто подсолнух сам песню поёт.

Воспитатель: А вас я угощу вкусными продуктами от подсолнечника. (козинаки)

Воспитатель. А что интересного вы узнали? Что особенно запомнилось? Какие новые слова вам запомнились? Подсолнечник – цветок, на котором созревают семечки. Это — медоносное растение. Жмых-это отходы, которые остаются после переработки семечек, в дальнейшем он идет на корм животным. Мне с вами очень было интересно. Спасибо, вам! Вы сегодня были настоящими исследователями.

Дети делятся своими наблюдениями и впечатлениями…

Ребята, берём поделки, и пройдёте из мастерской на свои места. Мы с вами говорили, что из семян подсолнечника получают подсолнечное масло. А для чего нужно масло? (ответы детей)

Сейчас мы свами приготовим вкусный салат. Посмотрите, что у меня стоит на столе?

Дети: Бутылка с подсолнечным маслом, капуста, морковь, лук.

Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы приготовить салат?

Дети: Нужно в капусту добавить морковь, лук, посолить.

Воспитатель: Даша, пойдём, помоги мне сделать салат. А, что ещё не хватает в нашем салате? Что нужно добавить?

Дети: Подсолнечное масло.

Воспитатель: Посмотрите, вот стоит бутылка подсолнечного масла, что можно сказать о нём, какое оно?

Дети: Масло прозрачное, вязкое, тягучее.

Воспитатель: Понюхайте его. Какой необыкновенный запах, ароматный, пахучий. Добавляем масло в наш салат, перемешиваем. Салат готов!

Рефлексия

Ребята, что нового и интересного вы узнали на занятии?

Дети, вы все сегодня хорошо поработали, молодцы.

А сейчас посмотрите, сколько много у меня на подносах семечек. Давайте соберём семечки вот в эти банки узнаем, сколько семечек в этих двух банках. Что нужно для этого сделать? Я предлагаю вам воспользоваться условными мерками. Мы будем измерять семечки стаканчиком и кукольной чашкой. Ваня, выходи ты будешь измерять семечки чашечкой, а ты Сережа стаканчиком. Олеся, ты считай, сколько стаканчиков семечек получится у Сережи, а ты Света считай, сколько чашек семечек получится у Вани.

Сколько стаканчиков семечек получилось?

Сколько чашек семечек получилось?

А почему получилось разное количество?

Потому что чашечка меньше, чем стаканчик. В чашечку вмещается меньше семечек, а в стаканчик вмещается больше семечек.

Воспитатель: Вы хотите, чтобы у вас у каждого был подсолнух? Мы с вами сделаем его сами.

Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

У подсолнуха ладонь о – го – го!            (показать левую ладонь)

Сто семян в ладони щедрой у него       (постучать пальцами)

В тесноте, да не в обиде все сидят,       (сжать ладони в плотный кулак)

С ясным солнышком о лете говорят.    (поднять обе руки вверх, растопырить пальцы)

Приступим?

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ноги? На месте! Руки? На месте!

Локти? У края! Спинка? Прямая!

Дети рисуют подсолнухи. Оформляется выставка. Любуются творчеством товарищей.

Комментарии закрыты.