«Как развить у детей художественно-эстетическое восприятие мира через слушание музыки»
Часто в разговоре с воспитателями по поводу музыкальной деятельности детей в группе, а в частности слушания музыки я слышу такие суждения: «Не люблю классику, мне нравится рок-музыка, я люблю танцевать. Мне кажется, что музыка-это отдых, развлечение. Классическая музыка – для гениев, а таких в моей группе нет». Это довольно распространенное мнение воспитателей. Попробую ответить на поставленные воспитателями вопросы : «Почему только классическая музыка?», «А если у меня в группе нет гениев?», «Когда, что и как рассказывать детям о музыке вне музыкальных занятий?».
Возможности музыки огромны. Это особый мир. Это как бы космос искусства. В нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Но эти эмоции должны быть развиты.
По мнению ученых дети – глубочайшие философы, и дошкольный возраст – самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах» должны основываться решения познавательных и эстетических задач.
Психологи считают, что у детей есть множество способностей, в том числе и к музыке. Уже в 8-9 месяцев, едва научившись стоять, ребенок точно реагирует на звучание ритмичной музыки — переступает ногами, старается подпрыгнуть – все это очень физиологично в этом возрасте.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать – будь то собеседник, природа или музыка. Даже мир звуков повседневности требует внимания, даже он, будучи услышан, способен обогатить опыт ребенка
Некоторые думают, что только в деревне или лесу можно что-то услышать и узнать, а что интересного можно услышать в городе? Только грохот!
Чтобы заработала детская фантазия целесообразно использовать игровые приемы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Вот обрывок разговора, вот проехала легковая машина, а вот и пожарная (она сигналит по- другому), вот играет гитарист в компании молодежи, бьют башенные часы. От уличных часов можно перейти к домашним, от звуков улицы – к звукам дома.
Можно слушать и тишину. Это интересно. Тишина не бывает абсолютной! Скажем, все замолкают и слушают тишину после трех ваших хлопков в ладоши. А потом рассказывают по очереди, кто что услышал. После этого можно пофантазировать и представить себе, что же услышит, например… диван, который внезапно получил возможность летать.
Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные свойства звуков. Барабан может бить и громко, но все равно это будет глухим звуком. А колокольчик может звонить тихим, но звонким звуком. Теперь дети могут называть качества звуков в доме и в городе, в саду и в лесу.
У детей нужно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Значит, и при решении проблемы «музыка и дети» мы должны создать такую целостную эстетическую среду, которая формировала бы неущербные взгляды и вкусы. Наряду с лучшими образцами поп-музыки дети должны слушать и фольклор и классику. Пусть с малолетства их сопровождают единые по своему содержанию культурные проявления разных эпох и стилей.
И всё-таки, почему классическая музыка, а не рок, джаз, эстрада? Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном современная музыка. Они слышат ее везде: дома, по телевидению, в парке и даже в транспорте. Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека.
По мнению ученых, поп-музыка — это городской фольклор. Зачастую из огромного потока примитивно-агрессивной музыки можно выбрать немного заслуживающих внимание произведений. За внешней простотой, привлекательностью многих современных шлягеров стоит и простота восприятия. Важно, чтобы всё это не было единственным, чем наше общество «потчует» ребёнка. Это не даст развития души. Вообразите, что мы учимся постигать красоту мира только по обоям, конфетным упаковкам и интерьеру комнат, машин.
Что же происходит, если такая музыка звучит часами? Песни бравурные, громкие, страстные, агрессивные – разные, но отнюдь не для малышей. Ребёнок от такой музыки становится возбуждённым, раздражительным и даже агрессивным. Плохо спит и хуже ест. Такое долгое, громкое звучание вырабатывает негативное отношение к музыке вообще, формирует рефлекс самозащиты – малыш учится не слышать музыку, не обращать на неё внимания и, как результат, не хочет вслушиваться, а, следовательно, понимать и хорошую музыку. И это надолго, а, может быть, навсегда.
Теперь поговорим о том, какую музыку стоит слушать с детьми. Это произведения, чья образность поможет детям понять замысел автора: фрагменты из опер-сказок Н.Римского-Корсакова и балетов-сказок П.Чайковского, симфонические произведения, специально написанные для детей С.Прокофьевым, «Карнавал животных» К.Сен-Санса, «Детский альбом», «Времена года» П.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана.
Прослушивание пьесы можно начать с задания: пофантазируйте под эту музыку. Что вы представляете, слушая её? А после ответов детей откройте авторское название и ещё раз дайте прослушать произведение. Второе слушание можно сопроводить рассказом воспитателя.
Вы должны помнить, что музыка общается с детской душой на понятном ей языке образов, на доступном уровне, затрагивая то, что взрастит эмоциональный опыт, опыт сорадости, сочувствия, сотворчества, содействия.
Одной из задач воспитателя является закрепление того, что дошкольники получают на музыкальных занятиях. Так дети, знакомясь с фортепианными пьесами П.И.Чайковского «Времена года» и прослушав еще раз в группе знакомые «Ноябрь», «Апрель», «Июнь», могут увидеть соотношение настроения музыки и природы за окном, а, может быть сравнят и с собственным настроением. А еще рисование…Дети рисуют не столько музыку во время ее звучания, сколько себя, свое настроение и восприятие. Вот почему мы часто говорим о внимании к детским рисункам.
А какие произведения помогут детям подвигаться, потанцевать?
Прекрасную симфоническую сказку «Петя и волк», сочиненную С.С.Прокофьевым для ознакомления с инструментами симфонического оркестра, можно разыграть по ролям.
Потанцевать, или просто порадоваться музыке можно, услышав джазовые произведения американских композиторов Джоплина, Эллингтона, Гершвина, в которых жив дух импровизации и народности.
Хорошо, если у ребёнка есть любимая музыка, и он просит её повторить ещё и ещё раз. Не отказывайте ему в этом.
Если вы преодолеете стереотип и проведёте всю эту работу с детьми, они будут готовы к восприятию некоторых произведений Баха, Моцарта, Вивальди, Гайдна.
Тяга к прекрасному, кроме источника радости и удовольствия, должна стать основой в отношениях людей. Эмоции, развитые искусством, эстетическим опытом веков, должны стать не только импульсом творчества, не только приносить внутреннее удовлетворение, но и служить основой правильного понимания окружающего мира.