«Поговорим о красноречии»
Консультация для воспитателей
Из опыта работы учителя — логопеда МБДОУ д/с № 12 г. Тимашевска Друговой Н.Е.
Как скучно, нудно, порой невразумительно говорят некоторые (отнюдь не немногие!) общественные деятели; как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил орфоэпии (произнесения слов), грамматики.
Вовлечение широких масс в общественно-политическую жизнь страны порождают необходимость возрождения древнейшей науки о красноречии — риторики.
He могут оставаться в стороне от этих вопросов и все те, кто причастен к воспитанию дошкольников, родители, воспитатели. Ведь основы красноречия закладываются в детстве, когда ребенок особенно восприимчив к родной речи, к ее изобразительным средствам, что соответствует образности его мышления. Необходимо воспитывать у детей интерес к языку, внимание к языковым явлениям, к собственной речи, учить владеть словом.
Прислушайтесь, как говорят дети, и вы убедитесь в том, что многие дошкольники, особенно старшие, способны ярко, связно, образно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряются удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной. Здесь малыш усваивает лексикон, грамматику и саму манеру разговаривать (дружелюбно, вежливо или, напротив, грубо, в резких выражениях, «на повышенных тонах»). Он усваивает не только речевые нормы, но и речевые ошибки взрослых. Вот только один пример. Лена, пяти с половиной лет, делает большие успехи в изучении французского языка, посещая платную группу. А вот с родной речью у нее не всегда ладно. Как-то раз, когда девочка с родителями была в гостях, ее попросили прочитать стихотворение на французском. Лена охотно согласилась, оторвавшись от рисования, которым была занята. «А куда можно положить альбом?» — спросила она, произнося слово «положить» с ударением не на третьем, а на втором слоге. «Положь на стол»,— посоветовал папа. Стало ясно, что ошибка Лены не была случайной.
Коснемся как детской, так и взрослой речи, а также некоторых характерных ее недостатков, которые так легко перенимают дети. Для того, чтобы приобщиться к искусству красноречия, не обязательно иметь высшее и тем более специальное образование. И так называемый «простой» человек может красиво и правильно говорить, была бы такая цель поставлена. Известно, что особенно выразительной бывает народная речь, изобилующая поговорками, побасенками, присказками. Вспомним няню А. С. Пушкина Арину Родионовну, сказками которой заслушивался поэт.
Красноречие в современном понимании — это способность говорить красиво и убедительно. При этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно.
Итак, четыре названных качества речи составляют суть красноречия. Поговорим о них подробнее.
Ясность речизависит прежде всего от того, насколько осмыслено говорящим то содержание, которое он намеревается выразить, а также от умения излагать его связно, логично, доступно для понимания слушающих.
Иными словами, «красно» говорить — это и правильно мыслить.
Мышлению дошкольника свойственна конкретность, образность. Это находит отражение в его речи, как правило, насыщаемой примерами из собственного опыта, из жизни семьи, почерпнутыми из услышанного от других детей, а также из литературных произведений, сказок.
Надо помогать ребенку рассказывать последовательно, связно. В своих разговорах с детьми опираться на известные им события, содержание прочитанных ими книг, словом, на доступные пониманию реалии.
Использование интонаций, эпитетов, сравнений, пословиц, поговорок придает речи выразительность. Насыщение речи этими средствами выразительности делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем убедительной.
Речь даже совсем маленького ребенка насыщена выразительными средствами: восклицаниями, повторами слов (большой-большой), гиперболами (преувеличениями). Ребенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям первых лет жизни эмоциональность. К старшему дошкольному возрасту эта непроизвольная эмоциональность спадает, и речь ребенка может стать маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных средств.
Одно из них — интонация. Еще в младенческом возрасте ребенок начинает реагировать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова), а впоследствии— пользоваться ею как средством воздействия на близких. В речи дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую, просительную, повествовательную. Владение всеми видами интонации полезно, если ими пользоваться сообразно обстоятельствам. То, что аморально в общении, например, с родителями (приказной, требовательный тон), может явиться средством передачи характеров и поступков персонажей при пересказе, (например, рассказа о капризном ребенке или требовательном командире). Поэтому интонационное богатство речи надо развивать. Интонационная бедность, монотонность речи, напоминающая речь глухих, встречается не только у детей с пониженным слухом, но и у тех, кто слышит лишь маловыразительную речь взрослых. Полезно в этом отношении прослушивание записей сказок, стихотворений, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков, изображая мышку, кошку, медведя.и т. п.
Требует внимания и темп речи. Некоторые дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности (чаще всего это результат подражания кому-либо из членов семьи)’. Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами, заполняемые ненужными звуками типа «э-э-э».
Выразительность речи говорящего придают мимика, жесты. Приветлив, улыбчив ли ребенок, или для него характерно суровое выражение лица — это, как и многое другое, зависит от окружения.
Выразительность речи — это, конечно, и богатый лексикон. Активный словарь взрослого человека составляет 10—12 тысяч слов, а старшего дошкольника — примерно 2,5—3 тысячи слов, среди которых все части речи. Богатый, разнообразный лексикон дошкольника может радовать родителей только в том случае, если у него воспитана привычка употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых — справляться у старших. Без этого у ребенка может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую иные родители принимают за красноречие и не пресекают, как следовало бы, а, напротив, поощряют.
Красивой и выразительной делает речь ребенка употребление поэтических определений-эпитетов, таких, например, как пушистый (снег), плакучая (ива), печальный (лес), румяное (яблоко), веселый (денек), звонкий (мяч) и т. п. Прочитав малышу сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о содержании прочитанного, как это чаще всего делается, но и о художественных средствах выразительности, спросить, например, какими словами описано утро, поле, цветы, солнце, какими выражениями передано состояние персонажа, его радость, страх и т. п.
Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом, конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ребенок прекрасно поймет вас, если вы назовете слово и спросите, например, каким словом можно его заменить, чтобы смысл не изменился (луна — месяц, душистый — ароматный и т. п./), или с чем можно сравнить то или иное явление, например звонкий смех малыша (как колокольчик).
Богатый материал для насыщения детской речи средствами выразительности дает отгадывание загадок («Белая скатерть все поле , покрыла»), придумывание сказок с традиционными присказками («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). Образность придают речи пословицы и поговорки. Если взрослые широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае он не преминет и сам употребить ту или иную. Можно и побудить его к этому. Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы. Дошкольникам вполне доступен смысл таких пословиц: «Терпение и труд все перетрут», «Лень добра не делает», «Кончил дело — гуляй смело», «Любишь кататься — люби и саночки возить», «Добро помни, а зло забывай», «Где больше двух, там говорят вслух» и многие другие. Пословицы не только обогащают речь, но и несут большой нравственный заряд. Многие из них отражают правила поведения, так что их значение выходит далеко за рамки украшения речи. Заботясь о насыщении детской речи средствами выразительности, надо вместе с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами таких недетских эпитетов, как «трогательный», «изысканный», «томный», «роковой» и т. д. Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь) никакого конкретного смысла, так как все они — за пределами его личного опыта, и те родители, которые торопятся преждевременно навязывать их ребенку, тем самым приучают его к пустословию»,— писал К. И. Чуковский.
Наряду с развитием выразительности необходимо формировать у ребенка правильность речи, т. е. помогать ему овладевать правильным произношением слов (звукопроизношением и ударением), а также грамматическими формами.
К 4—5 годам, как известно, дети полностью овладевают звукопроизношением. Если этого не происходит, необходимо обратиться к логопеду, а в легких случаях родители и сами могут помочь ребенку. Важно, чтобы неправильное произношение не закрепилось, не стало привычным. Дефекты произношения искажают фонетику родного языка, делают речь не только некрасивой, но порой и невнятной. О каком уж красноречии можно тут говорить!
В дошкольном возрасте ребенок овладевает и основами грамматики родного языка, естественно, в чисто практическом плане, воспроизводя слышимые образцы или образуя те или иные формы по аналогии с уже известными ему. Так, наряду с правильными формами появляются в его речи: «девочков», «местов», «один яблок», «туфлей» и др. Особенно не повезло глаголу «класть»: вслед за не слишком грамотными взрослыми дети часто неправильно говорят «дожить» (с ударением на первом или втором слоге, что одинаково неправильно). Та же участь постигла и глагол «ездить». Чего только не услышишь из уст взрослых, а за ними — и детей: «ездию» (вместо «езжу»), «ехай» (вместо «поезжай»). Местоимение «их» превращается в «ихний». Много ошибок у детей и взрослых в употреблении предлогов: часто говорят «приехал с Москвы» (вместо «из Москвы»), «скучать за сестрой» (надо: «по^ сестре»), «относиться с друзьями» (надо: «к друзьям»). Во всех случаях, когда возникает сомнение относительно произношения того или иного слова, образуемых им грамматических форм, рекомендуем обращаться к словарям русского, языка: толковому словарю, орфоэпическому. В первом можно узнать о точном значении того или иного слова; второй поможет в правильном произнесении его, в нем имеются и образуемые словом грамматические формы. Такие словари полезно иметь в каждом доме. Небольшой, но очень полезный словарь имеется в конце книги К. Чуковского «Живой как жизнь». Его отличительная особенность в том, что он состоит, из двух разделов: «нельзя говорить» и «надо говорить». \
Речевые ошибки ребенка не следует оставлять без исправления. Однако замечания надо делать тактично, памятуя о библейском изречений: «Слово есть меч обоюдоострый». Постоянные одергивания, бестактные замечания, а тем более насмешки недопустимы и могут иметь обратный эффект — вызвать упрямство малыша, а чувствительного ребенка обидеть. «Если воспитатель,— писал К. Чуковский,— своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей, если он не дает простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скудной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый ущерб». Чтобы этого не случилось, всегда можно найти нейтральную форму, например в виде рассказа о незнакомце, который неправильно произносил такое-то слово или употреблял неверное выражение (то самое, в котором ваш ребенок делает ошибку).
Осталось рассмотреть еще одну сторону красноречия — способность говорить убедительно или, по выражению М. В. Ломоносова, «преклонять» к своему мнению. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством взрослых. Старшему дошкольнику будут полезны устные «сочинения», требующие от него развернутого обоснования своего мнения
Разговор о красноречии, о возможностях воспитания красивой и убедительной речи у дошкольников был бы неполным, если не коснуться его связи с нравственным развитием ребенка. Соблюдение всех правил ‘ вежливости, уважение слушающих, умение слушать собеседника — вот непреложные условия, которые должны соблюдать и взрослые, и дети. А такие способы воздействия, как крик, раздраженный и тем более озлобленный тон, оскорбительные слова («глупость», «ерунда»), обвинения в неспособности понять говорящего, свидетельствуют о невежливости, невоспитанности человека. Если такая манера общения характерна для старших членов семьи, ее с большой легкостью перенимают дети.
Красивая речь — это обязательно речь правдивая. Лживая или льстивая речь не может быть отнесена к этому разряду, какими бы распрекрасными словами ни прикрывался говорящий. Но не спешите обвинять ребенка во лжи, не разобравшись в происхождении несоответствующих действительности высказываний. Последние могут порождаться некритичностью фантазии, свойственной этому возрасту, и требуют, конечно, коррекции. А вот намеренная ложь должна строго осуждаться старшими.
Красноречие также не имеет ничего общего с пустословием, болтовней и является антиподом этих аморальных явлений. Оно составляет часть общей культуры человека.
Овладение красивой — правильной, ясной, образной и убедительной — речью открывает многообразие жизненных путей. Оно начинается в дошкольные годы и продолжается, совершенствуется всю жизнь. Как ни сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, интересный собеседник всегда ценится в обществе.