Меню
Календарь
Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Развитие памяти и внимания

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии ребенка. Родителям хочется, чтобы ребенок вырос не только здоровым, но и умел в полном объеме производить умственные действия, а основой их являются нервно-психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. И наступает момент, когда для полноценного развития вашего малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания. Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру. Через игру ребенок осваивает окружающий мир.

В данной системе обучения не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один или десять раз. Главная цель – заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у малыша не с первого раза получается выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их. Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы. А если эти познавательные процессы не развиты до 7 лет, то и в школе у детей чаще всего проявляются трудности в обучении. Как показывает практика, одной из актуальных проблем для обучения является проблема развития внимания.

Внимание — это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой либо объект. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Результатом внимания является улучшение любой деятельности, которой оно сопутствует.

Предлагаю вам игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.

                                     «Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция. На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Инструкция. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция. На листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой. «Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным».

А также упражнения: — раскрашивание по образцу (штриховка в определенном направлении); — рисование элементарных узоров по образцу; — выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу.

— игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?» «Что изменилось в комнате?» «Слушай хлопки и повторяй»

Память — один из важнейших психических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. К моменту поступления в школу у ребенка должны быть развиты все виды памяти. Таким образом, память — это фундамент развития человека в целом, и наша с вами задача вести коррекционную работу на ее развитие.

Предлагаю несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

«Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную). Инструкция. «Сейчас я буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет (время показа 1-2 секунды). А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

                              «Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция. «Я назову несколько слов, а ты их запомни: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…. Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например: — мальчик устал — девочка плачет — папа читает — мама готовит — бабушка отдыхает Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Инструкция. Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет. Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:

  • заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
  • «Добавь словечко»
  • «Слушай и рисуй»
  • «Что изменилось?»
  • «Расставь точки»
  • «Нарисуй такой же предмет»
  • «Отгадай на ощупь»
  • «Чудесный мешочек»

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок.  Желаю успехов!!!

 

Комментарии закрыты.