Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

«Поговорим о красноречии»

Консультация для воспитателей

Из опыта работы учителя — логопеда МБДОУ д/с № 12 г. Тимашевска Друговой Н.Е.

            Как скучно, нудно, порой невразумитель­но говорят некоторые (отнюдь не немно­гие!) общественные деятели; как непочти­тельно относятся к родному языку, не соблю­дая элементарных правил орфоэпии (произ­несения слов), грамматики.

       Вовле­чение широких масс в общественно-полити­ческую жизнь страны порождают необхо­димость возрождения древнейшей науки о красноречии — риторики.

He могут оставаться в стороне от этих вопросов и все те, кто причастен к воспита­нию дошкольников, родители, воспитатели. Ведь основы красноречия закладываются в детстве, когда ребенок особенно восприим­чив к родной речи, к ее изобразительным средствам, что соответствует образности его мышления. Необходимо воспитывать у детей интерес к языку, внимание к языковым яв­лениям, к собственной речи, учить владеть словом.

Прислушайтесь, как говорят дети, и вы убе­дитесь в том, что многие дошкольники, осо­бенно старшие, способны ярко, связно, об­разно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной ре­чевой среде, где одобряются удачные выска­зывания детей, где заботятся о том, чтобы речь и взрослых, и детей была правильной. Здесь малыш усваивает лексикон, грамма­тику и саму манеру разговаривать (дру­желюбно, вежливо или, напротив, грубо, в резких выражениях, «на повышенных то­нах»). Он усваивает не только речевые нормы, но и речевые ошибки взрослых. Вот только один пример. Лена, пяти с половиной лет, делает большие успе­хи в изучении французского языка, посещая платную группу. А вот с родной речью у нее не всегда ладно. Как-то раз, когда де­вочка с родителями была в гостях, ее попро­сили прочитать стихотворение на француз­ском. Лена охотно согласилась, оторвавшись от рисования, которым была занята. «А куда можно положить альбом?» — спросила она, произнося слово «положить» с ударением не на третьем, а на втором слоге. «Положь на стол»,— посоветовал папа. Стало ясно, что ошибка Лены не была случайной.

      Коснемся как детской, так и взрослой речи, а также некоторых характерных ее недостатков, которые так легко перенимают дети.                  Для того, чтобы приобщиться к искусству красноре­чия, не обязательно иметь высшее и тем более специальное образование.         И так на­зываемый «простой» человек может красиво и правильно говорить, была бы такая цель поставлена. Известно, что особенно вырази­тельной бывает народная речь, изобилую­щая поговорками, побасенками, присказками. Вспомним няню А. С. Пушкина Арину Ро­дионовну, сказками которой заслушивался поэт.

      Красноречие в современном понимании — это способность говорить красиво и убеди­тельно. При этом «красиво» значит ясно, выразительно, правильно.

      Итак, четыре названных качества речи составляют суть красноречия. Поговорим о них подробнее.

Ясность речизависит прежде всего от того, насколько осмыслено говорящим то со­держание, которое он намеревается выра­зить, а также от умения излагать его связно, логично, доступно для понимания слушающих.

Иными словами, «красно» говорить — это и правильно мыслить.

       Мышлению дошкольника свойственна конкретность, образность. Это находит отра­жение в его речи, как правило, насыщаемой примерами из собственного опыта, из жизни семьи, почерпнутыми из услышанного от других детей, а также из литературных произведений, сказок.

      Надо помогать ребенку рассказывать по­следовательно, связно. В своих разговорах с детьми опираться на известные им со­бытия, содержание прочитанных ими книг, словом, на доступные пониманию реалии.

      Использование интонаций, эпитетов, срав­нений, пословиц, поговорок придает речи выразительность. Насыщение речи этими средствами выразительности делает ее яркой, образной, т. е. «красивой» и вместе с тем убедительной.

      Речь даже совсем маленького ребенка на­сыщена выразительными средствами: воскли­цаниями, повторами слов (большой-боль­шой), гиперболами (преувеличениями). Ре­бенок не подбирает их, они непроизвольны и отражают свойственную детям первых лет жизни эмоциональность. К старшему до­школьному возрасту эта непроизвольная эмо­циональность спадает, и речь ребенка может стать маловыразительной, если не побуждать его к осознанному подбору выразительных средств.

      Одно из них — интонация. Еще в младен­ческом возрасте ребенок начинает реагиро­вать на интонацию речи взрослых (раньше, чем на значение слова), а впоследствии— пользоваться ею как средством воздействия на близких. В речи дошкольника можно отметить интонацию просьбы, требования, каприза, ласковую, просительную, повество­вательную. Владение всеми видами интона­ции полезно, если ими пользоваться сообраз­но обстоятельствам. То, что аморально в общении, например, с родителями (приказ­ной, требовательный тон), может явиться средством передачи характеров и поступков персонажей при пересказе, (например, рас­сказа о капризном ребенке или требователь­ном командире). Поэтому интонационное богатство речи надо развивать. Интонацион­ная бедность, монотонность речи, напоми­нающая речь глухих, встречается не только у детей с пониженным слухом, но и у тех, кто слышит лишь маловыразительную речь взрослых. Полезно в этом отношении прослу­шивание записей сказок, стихотворений, рассказов в исполнении артистов, а также вовлечение ребенка в игры, в которых он учится менять тембр и высоту звуков, изобра­жая мышку, кошку, медведя.и т. п.

      Требует внимания и темп речи. Некоторые дети говорят очень быстро, скороговоркой, что ведет к смазанной речи, невнятности (чаще всего это результат подражания кому-либо из членов семьи)’. Неприятное впечатление производит и замедленная речь, неоправданные паузы между словами, запол­няемые ненужными звуками типа «э-э-э».

      Выразительность речи говорящего придают мимика, жесты. Приветлив, улыбчив ли ре­бенок, или для него характерно суровое выражение лица — это, как и многое другое, зависит от окружения.

      Выразительность речи — это, конечно, и богатый лексикон. Активный словарь взрос­лого человека составляет 10—12 тысяч слов, а старшего дошкольника — примерно 2,5—3 тысячи слов, среди которых все части речи.                                                                 Богатый, разнообразный лексикон до­школьника может радовать родителей только в том случае, если у него воспитана при­вычка употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых — справ­ляться у старших. Без этого у ребенка может появиться склонность к пустословию, бес­смысленной болтовне, которую иные роди­тели принимают за красноречие и не пре­секают, как следовало бы, а, напротив, поощряют.

Красивой и выразительной делает речь ребенка употребление поэтических определе­ний-эпитетов, таких, например, как пу­шистый (снег), плакучая (ива), печальный (лес), румяное (яблоко), веселый (денек), звонкий (мяч) и т. п. Прочитав малышу сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о содержании прочитанного, как это чаще всего делается, но и о художественных средствах выра­зительности, спросить, например, какими словами описано утро, поле, цветы, солнце, какими выражениями передано состояние персонажа, его радость, страх и т. п.

      Полезно предлагать ребенку подбирать определения к тому или иному слову или синонимы, т. е. слова, близкие по значению, придумывать сравнения. При этом, конечно, нет нужды употреблять сами термины. Ре­бенок прекрасно поймет вас, если вы назо­вете слово и спросите, например, каким словом можно его заменить, чтобы смысл не изменился (луна — месяц, душистый — ароматный и т. п./), или с чем можно срав­нить то или иное явление, например звонкий смех малыша (как колокольчик).

      Богатый материал для насыщения детской речи средствами выразительности дает отга­дывание загадок («Белая скатерть все поле , покрыла»), придумывание сказок с традиционными присказками («Скоро сказка ска­зывается,  да не скоро дело делается»). Образность придают речи пословицы и по­говорки. Если взрослые широко используют их, они легко откладываются в сознании ребенка, и при случае он не преминет и сам употребить ту или иную. Можно и побудить его к этому. Полезно поговорить с ребенком о смысле той или иной пословицы. Дош­кольникам вполне доступен смысл таких по­словиц: «Терпение и труд все перетрут», «Лень добра не делает», «Кончил дело — гу­ляй смело», «Любишь кататься — люби и саночки возить», «Добро помни, а зло за­бывай», «Где больше двух, там говорят вслух» и многие другие. Пословицы не только обо­гащают речь, но и несут большой нравствен­ный заряд. Многие из них отражают прави­ла поведения, так что их значение выходит далеко за рамки украшения речи.      Заботясь о насыщении детской речи сред­ствами выразительности, надо вместе с тем соблюдать меру. «Нельзя же перегружать детский мозг огромными дозами таких не­детских эпитетов, как «трогательный», «изыс­канный», «томный», «роковой» и т. д. Для ребенка ни один из них не имеет (и не может иметь) никакого конкретного смысла, так как все они — за пределами его лич­ного опыта, и те родители, которые торо­пятся преждевременно навязывать их ребен­ку, тем самым приучают его к пустосло­вию»,— писал К. И. Чуковский.

       Наряду с развитием выразительности не­обходимо формировать у ребенка правиль­ность речи, т. е. помогать ему овладевать правильным произношением слов (звукопроизношением и ударением), а также грамма­тическими формами.

       К 4—5 годам, как известно, дети пол­ностью овладевают звукопроизношением. Если этого не происходит, необходимо об­ратиться к логопеду, а в легких случаях родители и сами могут помочь ребенку. Важно, чтобы неправильное произношение не закрепилось, не стало привычным. Де­фекты произношения искажают фонетику родного языка, делают речь не только не­красивой, но порой и невнятной. О каком уж красноречии можно тут говорить!

       В дошкольном возрасте ребенок овладе­вает и основами грамматики родного языка, естественно, в чисто практическом плане, воспроизводя слышимые образцы или обра­зуя те или иные формы по аналогии с уже известными ему.  Так, наряду с правиль­ными формами появляются в его речи: «девочков», «местов», «один яблок», «туф­лей» и др. Особенно не повезло глаголу «класть»: вслед за не слишком грамотными взрослыми дети часто неправильно говорят «дожить» (с ударением на первом или втором слоге, что одинаково неправильно). Та же участь постигла и глагол «ездить». Чего только не услышишь из уст взрослых, а за ними — и детей: «ездию» (вместо «езжу»), «ехай» (вместо «поезжай»). Местоимение «их» превращается в «ихний». Много оши­бок у детей и взрослых в употреблении предлогов: часто говорят «приехал с Моск­вы» (вместо «из Москвы»), «скучать за сестрой» (надо: «по^ сестре»), «относиться с друзьями» (надо: «к друзьям»). Во всех случаях, когда возникает сомнение относи­тельно произношения того или иного слова, образуемых им грамматических форм, реко­мендуем обращаться к словарям русского, языка: толковому словарю, орфоэпическому. В первом можно узнать о точном значении того или иного слова; второй поможет в правильном произнесении его, в нем имеются и образуемые словом грамматические формы. Такие словари полезно иметь в каждом доме. Небольшой, но очень полезный сло­варь имеется в конце книги К. Чуковского «Живой как жизнь». Его отличительная особенность в том, что он состоит, из двух разделов: «нельзя говорить» и «надо гово­рить». \

       Речевые ошибки ребенка не следует ос­тавлять без исправления. Однако замечания надо делать тактично, памятуя о библейском изречений: «Слово есть меч обоюдоострый». Постоянные одергивания, бестактные заме­чания, а тем более насмешки недопусти­мы и могут иметь обратный эффект — вы­звать упрямство малыша, а чувствительного ребенка обидеть. «Если воспитатель,— писал К. Чуковский,— своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей, если он не дает простора их эмо­циональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скудной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый ущерб». Чтобы этого не случилось, всегда можно найти нейтральную форму, например в виде рассказа о незнакомце, который неправиль­но произносил такое-то слово или употреблял неверное выражение (то самое, в котором ваш ребенок делает ошибку).

      Осталось рассмотреть еще одну сто­рону красноречия — способность говорить убедительно или, по выражению М. В. Ломо­носова, «преклонять» к своему мнению. В этом ребенок тоже может преуспеть под руководством взрослых. Старшему дошколь­нику будут полезны устные «сочинения», требующие от него развернутого обоснова­ния своего мнения

       Разговор о красноречии, о возмож­ностях воспитания красивой и убедительной речи у дошкольников был бы неполным, если не коснуться его связи с нравст­венным развитием ребенка. Соблюдение всех правил ‘ вежливости, уважение слушающих, умение слушать собеседника — вот непре­ложные условия, которые должны соблю­дать и взрослые, и дети. А такие способы воздействия, как крик, раздраженный и тем более озлобленный тон, оскорбительные слова («глупость», «ерунда»), обвинения в неспособности понять говорящего, свиде­тельствуют о невежливости, невоспитан­ности человека. Если такая манера общения характерна для старших членов семьи, ее с большой легкостью перенимают дети.

       Красивая речь — это обязательно речь правдивая. Лживая или льстивая речь не может быть отнесена к этому разряду, ка­кими бы распрекрасными словами ни прикры­вался говорящий. Но не спешите обви­нять ребенка во лжи, не разобравшись в происхождении несоответствующих действи­тельности высказываний. Последние могут порождаться некритичностью фантазии, свойственной этому возрасту, и требуют, конечно, коррекции. А вот намеренная ложь должна строго осуждаться старшими.

       Красноречие также не имеет ничего об­щего с пустословием, болтовней и является антиподом этих аморальных явлений. Оно составляет часть общей культуры человека.

       Овладение красивой — правильной, ясной, образной и убедительной — речью открывает многообразие жизненных путей. Оно начи­нается в дошкольные годы и продолжается, совершенствуется всю жизнь. Как ни сло­жится судьба ребенка, будет ли красноре­чие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, интересный собеседник всегда ценится в обществе.

Комментарии закрыты.