Меню
Календарь
Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

Осень в творчестве русских поэтов

Задачи:

Образовательные:

  • Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства;
  • Закрепить знания детей о приметах осени;

-Закрепить знания детей о творчестве русских поэтов, художников и композиторов;

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, память, интерес к закономерностям в живой природе;
  • Развивать образную речь детей;

Воспитательные:

  • Воспитывать эмоциональное чувство на поэзию, живопись, музыку, эстетический вкус;
  • Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.

Словарная работа: листопад, очей очарованье, пейзаж, увядание.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска.

Ход занятия: Звучит осенняя музыка.

В. -каждое время года — словно новая страница в книге природы. И сегодня одну из

них мы рассмотрим и о ней поговорим. Послушайте загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льет,

Это время года….(осенью зовется).

  • Да, ребята, осень — это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Есть две осени. А какие? (Ответы детей). Показ 1 слайда с изображением ранней осени.
  • Да, одна — радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Показ 2 слайда (поздняя осень).
  • Другая — неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. И к каждой осени у нас особая любовь. Вдохновила осень и многих поэтов на создание замечательных произведений.

Показ 3 слайда (портрет Ф.И. Тютчева).

  • Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И.Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

  • Назовите приметы осени. (Ответы детей)
  • Одна из первых примет осени — желтые пряди в листве.

(Показ 4 слайда липа осенью).

Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена : «Мигнула липа пестрым листом — осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и пора прощания настала. Появились золотые пряди на березах, багряно- красные — на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

-Давайте подберем много слов — определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т.д.)

  • Очарование и поэтичность нашей природы с ее простой, скромной, неброско красотой и задушевной лиричностью полюбил, почувствовал, познал велики русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

(Показ 5 слайда – портрет А.С. Пушкина).

 Он особенно любил осень, она его восхищала, вдохновляла. Большое количество своих произведений Пушкин написал именно в это время года. Знаете ли вы стих. Пушкина?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

  • Вам понравилось это стихотворение? Как вы понимаете слова «очей очарованье» (Природа становится красивой, радует глаз своей красотой).
  • Что означает «увяданье»? Как можно сказать иначе? (Вянет, чахнет, засыхает).

(Показ 6 слайда портрет З.Федоровской)

  • А вот как об осени написала поэтесса 3.Федоровская:

Осень.

Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, Посмотрите, роща золотом одета!

  • Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти прекрасные осенние пейзажи.

Показ слайдов (Детям предлагаются картины: И.И.Левитана «Золотая осень», Е.Е Волкова «Октябрь» «Поздняя осень», И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И.Левитана «Осенний день Сокольники»)

Здесь художники изобразили осеннюю природу. Но посмотрите, как не похожи эти пейзажи друг на друга. Чем они отличаются? Какие краски помогают художнику передать уходящую, «прощальную красу»? Какая картина подходит больше к этим стихотворным строчкам? Как она называется? (Золотая). Какое настроение передают эти картины?

Послушайте еще одно стих. А.С.Пушкина об осени:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхнет,

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей…

  • Какая здесь показана осень? Какая картина больше подходит к этому стихотворению? Какие цвета помогают художнику создать настроение грусти, печали? (Ответы детей, показ картины — слайда).
  • Ребята, а как еще в народе называют месяц октябрь? (Листопад) Давайте мы сейчас представим, что мы листочки, и немного поиграем.

Физкультминутка. (Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова.)

Мы — листики осенние

На веточке висели.

Дунул ветер, полетели…              (Разбежались по группе во все стороны).

И на землю тихо сели.                   (Сели на корточки).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.                  (Встали. Руки вверх).

Закружились, полетели                  (По всей группе разбежались).

И на землю тихо сели.                     (Присели).

  • В конце октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только на дубе можно еще увидеть засохшие листья. Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы можем определять, какая будет осень в этом году. Давайте вспомним их:
  • Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
  • Сильный ветер во время дождя — к хорошей погоде.
  • Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.
  • От осени к лету повороту нету.
  • Весна и осень — на дню погод восемь.
  • Весной дождь растит, а осенью — гноит.
  • Красота осенней природы вдохновила и композиторов на создание музыки. Давайте послушаем произведение Чайковского «Октябрь». Ребята, а вы попробуйте передать в движении характер музыки, если хочется можно взять в руки осенние листочки.
  • Ребята, многие поэты, очарованные осенней природой, посвятили свои стихи этому времени года.

( Показ слайдов).

Это и Майков А. , Толстой А., Бунин И., Федоровская 3., Бальмонт К., Плещеев А., Есенин С. и др. Давайте мы их сейчас прочтем, любуясь и восхищаясь осенними пейзажами. (Чтение стих.)

  • И на прощание я хочу вам ребята прочесть свое любимое стихотворение, которое написала Капустина Ю.:

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По полям и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии закрыты.