Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Рисование мыльными пузырями»

Управление образования администрации муниципального образования

Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по организации поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и формированию способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в школе в соответствии с ФГОС ДО


 

 

 

 

 

2016г.

 

 

 

 

Авторский коллектив педагогов МБДОУ д/с № 12 г. Тимашевска:

Жилиховская И.Б., Беспутная Т.Ю., Мусиенко Ю.С., Овсиенко О.В.,Химченко Н.Г., Шульга А.А., Гсанова Ф.К., Шульженко Т.Ф., Васильева Я.С.

 

Зав. МБДОУ д/с № 12 Астахова И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие представляет собой комплекс разных форм поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, которые используют педагог МБДОУ д/с № 12 г. Тимашевска в целях апробации инновационной «Программы формирования способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в школе в соответствии с ФГОС ДО, основанная на развитии поисково-исследовательской деятельности детей в ДОУ и семье.

Данные формы работы позволяют формировать у дошкольников познавательные способности, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО: любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственным связям, самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей; усение наблюдать, экспериментировать.

Методическое пособие включает конспекты НОД по поисково-исследовательской деятельности, исследовательские упражнения, проблемные ситуации, развивающие игры, упражнения, опыты поисково-исследовательской направленности в старшей и подготовительной группах, авторские стихи к буквам.

Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений, но будет, несомненно, полезно учителям начальной школы, организующим курсы по подготовке детей к школе, педагогам центров детского творчества, педагогам консультационных пунктов для неорганизованных детей и родителям, желающим в короткий срок с опорой на интерес детей подготовить их к школе.

 

 

 


КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Рисование мыльными пузырями»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей, закрепить знания о цветах — красный, желтый, синий, зеленый. Формировать основы правильного речевого дыхания: развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма. Активизировать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученное изображение, аккуратность при выполнении работ.

Оборудование: мыльные пузыри, баночки с растворами 4 — х цветов – красная, синяя, желтая, зеленая; трубочки, пластмассовые ложки, альбомные листы, клеенки, влажные салфетки, фартушки, кукла Катя.

Предварительная работа:

— упражнения на дыхание «Подуй в трубочку», «Подуй и взбей пену», проведение опытов с водой, чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Дети! К вам в гости сегодня пришла кукла Катя.

Появляется кукла Катя, в руках держит корзинку с игрушками.

Кукла. Здравствуйте, мальчишки, здравствуйте девчонки! Я так рада вас видеть! Какие вы все хорошие! Мне очень хочется с вами поиграть. А вы хотите со мной поиграть? Тогда скорее присаживайтесь, я покажу вам мои любимые игрушки.

Поочерёдно достаёт из корзинки мячик, погремушку и просит детей ответить, что она держит в руках.

Дети: Это мячик, он умеет прыгать, катиться. Это погремушка, она звонко гремит. Это пирамидка, у нее много разноцветных колечек.

Кукла. Где же моя самая любимая игрушка? Я всегда ношу её с собой. Неужели я её потеряла?

Воспитатель. Кукла Катя не расстраивайся, расскажи, какую игрушку ты потеряла, и мы обязательно поможем тебе её отыскать. Правда, ребята?

Кукла. Подарили мне игрушку,

Не машинку, не хлопушку.

Просто баночка,

А внутри — притаились пузыри.

Воспитатель. Кукла Катя, мы правильно с ребятами поняли, что ты потеряла баночку с мыльными пузырями?

Кукла. Да, вы совершенно правы. Ну, где же мне их искать?

Воспитатель. Ребята, давайте походим по группе и поищем мыльные пузыри. Дети не находят их.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Раздувайся пузырь! »

Дети берутся за руки и встают в круг. Дети повторяют за педагогом, не спеша отступают назад:

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!». Все дети хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», В это время помощник воспитателя кладет на один из столов коробочку с мыльными пузырями. Воспитатель предлагает некоторым детям выдуть мыльные пузыри, сама набирает мыльную воду и подносит к губам детей.

Как много мы выдули мыльных пузырей?! Какой они формы? (круглые).

Какого размера? (Большие и маленькие). А можно с пузырями делаеть? (Играть, догонять, руками хлопать).

Воспитатель. Понравились вам пузыри?

Кукла: Жаль, что от них ничего не осталось, так быстро они лопнули.

Воспитатель: Ничего страшного, я знаю, как можно сделать такие пузыри, которые лопаются, но никогда не исчезают. Хотите, я вам покажу? Тогда пойдём за мной.

Я вам приготовила баночки с разноцветным мыльным раствором и трубочки для коктейля и ложечки, чтобы рисовать пузырями. Вы умеете рисовать пузырями? Ответы детей.

А ты кукла умеешь…..?

Воспитатель. А какого цвета наши краски? (Красного, желтого, зеленого, синего). А это значит, что и пузыри наши будут разного цвета. Как вы думаете, а для чего приготовлены трубочки? (Чтобы в них дуть).

Тут лежат еще листочки, это вам подсказка, что мы будем рисовать?

Дети: Мороженое

Прежде чем приступить к рисованию воспитатель объясняет, что закатать рукава, чтобы не испачкать одежду и помогу вам одеть фартушки.

 

Сейчас я предлагаю вам присесть на стульчики. ………

Ну, а чтобы наши пальчики работали, разомнем их вот так, вот так.

Воспитатель показывает технику выполнения, делая акцент на глубоком вдохе через нос и медленном выдувании.

А теперь посмотрите, как я сделаю из краски пузырь красного цвета. Для этого беру баночку красного цвета и дую в нее трубочкой до тех пор, пока не появятся цветные мыльные пузыри на поверхности, а затем ложкой переложу их на мой лист бумаги.

Возьмите трубочки и подуйте в них.

А теперь вы попробуйте сделать так же.

Можно использовать все предложенные цвета.

Дети выбирают по желанию баночку с цветным мыльным раствором, берут трубочку и начинают рисовать. Во время продуктивной деятельности звучит музыка.

Воспитатель. Посмотрите, какие разноцветные пузыри получились! А самое главное, что они никогда не исчезнут. Чем мы сегодня с вами рисовали? Какого цвета у нас получились пузыри?

Кукла: Спасибо вам ребята, что научил меня рисовать мыльными пузырями. Воспитатель: Дети, а давайте подарим наши пузыри Кате, пусть она покажет их своим друзьям.

Какие вы у меня все молодцы, пойдемте готовиться на прогулку….

 

 

КОНСПЕКТ

НОД в средней группе по теме «Подарок другу».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционные техники изобразительной деятельности).

 

Программные задачи: Учить выбирать знакомые нетрадиционные техники изобразительной деятельности (кляксография, рисование ладошками, пальчиками, сухими листочками, рисование с помощью отпечатка тампоном). Учить доброжелательному отношению друг к другу, развивать желание делать друзьям подарки.
Развивать творческие способности дошкольников, развивать воображение, пространственное мышление,  мелкую моторику рук, художественный вкус, чувство композиции, фантазию. активизировать словарь, умение слушать воспитателя и правильно отвечать на его вопросы.

Воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать    новое, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Оборудование: 5 столов, на столах листы бумаги разного цвета, краски, клей, кисточки, вода, салфетки, сухие листья,

Воспитатель:

Открытка почтой мне пришла,

Открытка не простая!

В ней: Вас двадцатого числа

Я в гости приглашаю!

Примите приглашение

Ко мне на день рождения!

Вы приходите на чаек

И приносите поздравок!

Люблю я подарки

Любимых друзей,

Не мелочь, не марки,

А что поважней!

Ну что мы можем подарить поважней нашему другу имениннику?

Дети высказывают свои предложения: Можно подарить цветы, открытку, игрушку, можно спеть песенку, купить фотоальбом…

Я хочу, чтобы наш подарок был самым лучшим, потому что мы подарим его своему другу. А вы знаете, кого мы называем другом?

Дети: Друг- это такой человек, который всегда помогает, поддерживает…..

Воспитатель: А у вас есть друзья? Саша, кого ты можешь назвать своим другом? Почему ты считаешь Сережу своим другом?

Оля, кого ты считаешь своей подругой? Чтобы ты ей хотела подарить?

А представьте себе, что ваш друг попал в беду? Чтобы вы сделали?

Воспитатель: Вы предложили подарить фотоальбом.

Фотоальбом? Это интересно.

А может сделать нам альбом с рисунками? Уместно?

Дети соглашаются.

Воспитатель: Но альбом наш будет не простой, а с удивительными рисунками, которые вы можете нарисовать пальчиками, кисточками, тампонами, ладошками, печатками — листочками, вобщем, чем хотите.

(Воспитатель подходит к 1 столу). На этом столе лежат листочки, на них можно нанести краску и сделать отпечатки на листе бумаги.

(Подходит ко второму столу). На этом столе тарелочки с красками. Макнув в тарелку вашу ладошку, можно нарисовать веселых петушков или яркое желтое солнышко.

Подходит к 3 столу). На этом столе — листочки с кляксами. Кляксы можно превратить в забавных человечков или животных, вобщем, во что угодно.

(Подходит к 4 столу).А здесь пальчиками можно оживить цветы — дорисовав недостающие части красками.

И еще один стол, на котором много разных тампонов, печаток. Используя их, можно сделать прекрасный орнамент.

Выберите себе стол с материалами и займите место за ним.

Сережа, что ты хочешь нарисовать нашему другу?

Наташа, что ты изобразишь на своем листе?

Прежде чем начать нашу работу, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания. Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

Воспитатель:

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Чтоб альбом наш мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы работать аккуратно?

Дети: Промывать кисточку в воде, пользоваться салфеткой, аккуратно, понемногу набирать краску на кисточку или тампон.

Дети выполняют работу. Воспитатель оказывает помощь, подсказывает, задает наводящий вопрос, предлагает сюжет и пр.

После выполнения работы, воспитатель предлагает детям рассмотреть полученные рисунки.

Что нарисовала Света?

Какие краски использовал Саша?

Какими средствами изобразил свой рисунок Вова?

Я приготовила обложку для нашего альбома. Как вы думаете, красиво получится, если все рисунки собрать в альбом?

Сделаем дыроколом дырочки, вот так, соединим листочки ленточкой и сделаем красивый бант.

Подарок радостный, чудесный,

Полезен он при всем при том!

Рисунков много интересных

Вам сохранит… наш красочный альбом!

Пусть не велик он по размерам,

Но симпатичнейший на вид.

И память о друзьях , любимых

Он несомненно сохранит!

Лучшего подарка нигде не найдешь,

Если полистаешь, сразу все поймешь,

Сколько в нем вниманья, сколько добрых чувств,

Сколько есть друзей хороший у тебя вокруг.

Эти слова я напишу на обложке нашего альбома.

Конспект

НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Снег и его свойства»

Цель: Совершенствовать представления детей о снеге, его видах, свойствах

Задачи:

Образовательные:

1) Уточнить и расширить знания детей о снеге, учить определять его свойства;

2) Познакомить детей с тем, что снег и лед — это вода;

3) Совершенствовать умения детей передавать образ зимы, используя средства художественной выразительности и различные виды материалов.

Развивающие:

1) Развивать познавательный интерес к явлениям природы;

2) Развивать речь и обогащать словарный запас словарь по теме: «Снег и его свойства» (белый, холодный, рыхлый, таяние снега и т.д.);

3) Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику

Воспитательные:

1) Воспитывать навыки коллективной работы;

2) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Образовательные области:

 «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет»  М. Познанской.

Оборудование: магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со снегом, мешочек с крахмалом.

Словарная работа: снежинка, кристаллы, ледяной, водоем.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

Раздается «хруст снега»

Воспитатель:

— Ребята, как вы думаете, что это за звук? (ответы детей)

— Наверное, кто-то к нам спешит. Кто бы это мог быть? (ответы детей)

— Я сейчас посмотрю (идёт к двери)

Воспитатель.  Дети, отгадайте загадку:

Кто поляны белит снегом

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасила все витрины?

Дети. Зима.

  1. Основная часть

Заходит зима.

Зима: Здравствуйте, ребята. Я решила заглянуть к вам в гости, посмотреть как вы готовы к зиме и что вы обо мне знаете. Я принесла вам зимние сюрпризы. Вот посмотрите.

Зима: Отгадайте, что же я принесла?

-Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

                                      (снег)

Дети: Снег

Зима: правильно, молодцы ребята. А отгадайте из чего состоит снег? Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке                         

(снежинка)

Дети: Снежинка.

Зима: Посмотрите, какая она красивая          

(дети рассматривают)

(Дети собирают на ковре каждый свою снежинку)

Зима: Посмотрите, все снежинки разные. Кто может прочитать стихотворение о снежинке?

Зима: Что потом происходит со снежинками? (ответы детей)

Зима: Правильно, снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень много, им тесно — они тихо падают на землю пушистым снегом. (Подходят к магнитной доске и выкладывают на нее снежинки)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, что это у Зимушки! Ведь это снег! Возьмите снег в руки и помните. Скажите, снег какой?

Дети: Холодный, мокрый, липкий….

Воспитатель: Правильно! Давайте положим снег в стакан и посмотрим прозрачный он или нет.

Дети: Нет, не прозрачный.

Воспитатель: Скажите, снег можно брать в рот?

Дети: Нет, нельзя!

Воспитатель: Почему?

Дети: Можно заболеть.

Зима: В какие игры вы играете зимой?

Дети: На санках катаемся, в снежки играем, лепим снеговика.

Воспитатель: А давайте покажем зиме как мы умеем лепить снеговика?

Физкультминутка  «снеговик»:

Давай, дружок,

Смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок-

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза… Шляпа.

Нос. Метла.

Но солнце припечет слегка-

Увы! – и нет снеговика.

Воспитатель: Что произойдет со снеговиком через несколько минут?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему тает?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Возьмите немного снега в ладошки. Ручки замёрзли?

Дети отвечают.

Воспитатель: Поэтому на прогулке мы играем со снегом в варежках.

(Пальчиковая игра)

Зима: Молодцы, ребята, вижу хорошо вы к зиме подготовились, ну а теперь мне пора уходить.

  1. Подведение итогов 

Сегодня мы узнали, что  при изменении температуры снег изменяет свои свойства (тает); закрепили  знания детей о свойствах снега; научились с детьми анализировать, делать выводы;  развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

 
 


НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Куда подевались насекомые?»

Обучающие задачи:

• Расширять и уточнять знания детей о насекомых и их строении.

• Формировать представления о том, что всё живое двигается, питается, растёт, дышит, размножается, используя модели.

• Обогащать знания детей о жизни и развитии бабочек в природе.

• Учить детей отгадывать и придумывать загадки о насекомых.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, внимания;

• Активизировать речь детей за счёт понятий, обозначающих живое, стадии развития насекомых.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми, бережное отношение к природе.

Материалы к занятию: насекомые (игрушки), мультимедийная система.

Ход:

Дети сидят полукругом. На мультимедийном экране картинка: летняя природа, цветут цветы, летают бабочки, ползают насекомые. Затем картинка сменяется: зимняя природа, все замерло, насекомых не видно… Воспитатель спрашивает: Ребята, как вы думаете, куда же подевались насекомые? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на подоконнике муха. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ее. Как вы думаете что она делает?

Дети: Спит.

Воспитатель: Ребята давайте, пока муха спит, мы аккуратно рассмотрим ее через лупу.

Дети рассматривают муху через лупу и обмениваются своими мнениями.

Воспитатель: — Ребята чем отличается живая бабочка, от игрушечной — не живой. (Игрушечную бабочка мы двигаем, а живая летает сама. Живая бабочка умеет дышать, кушать, она растёт и откладывает яички).

Воспитатель показывает детям бабочку (игрушку).

Воспитатель: — Ребята, чем мы можем, угостить бабочку? (Соком, нектаром) Давайте, угостим её соком. Видите, она не пьёт.

Дети отвечают: Нет, она не живая и пить не может.

 Воспитатель: А вы ещё что-нибудь, знаете о бабочках? (Рассказы детей)

Воспитатель: — Ребята, хотите, я расскажу вам о бабочках? (Хотим)

Рассказ сопровождается показом.

Воспитатель: — Самки бабочек откладывают яички на растения, которыми будут питаться, вылупившиеся из яичек гусеницы. Павлиний глаз и крапивница – на крапиву, капустница – на капусту, боярышница – на боярышник. Каждая бабочка откладывает разное количество яичек. Кто появляется, из яичек? (Гусеницы) Сначала гусеницы съедают часть или всю скорлупу, а затем, начинают, есть лист, на котором сидят. Гусеницы живут по одной или несколько на одном листе. Вы знаете, чем отличаются, гусеницы разных бабочек? (Ответы детей) Они отличаются окраской, формой, размером. Гусеницы всё время едят. Через несколько дней, гусеницы обматывают себя тонкой ниточкой и превращаются в куколку. Гусеницы окукливаются в укромных местах. Как вы думаете, где могут, окукливаться гусеницы? (Под листочком, в щёлочках) Правильно. А через неделю другую, на свет из куколки появляется взрослое насекомое – бабочка. Ребята, как вы думаете, бабочки, могут сразу летать? (Ответы детей) Сразу бабочки летать не могут – их крылья мягкие, короткие. Постепенно крылья распрямляются и через час другой бабочки могут летать. Ребята, вспомните, какую пользу приносят бабочки? (Бабочки опыляют растения) Интересно, у бабочек и у гусениц есть враги? (Да, птицы) И птицы, и жуки, и пауки, и муравьи, и крупные мухи. Ребята, кто знает, как бабочки, защищаются от врагов? (Прячутся под листочками, забираются в щёлочки) Бабочки умеют быстро летать, петляют, как зайцы, они могут развить такую скорость, что оторвутся от врагов. В момент опасности, бабочки садятся на дерево или цветок, складывают крылья и становятся незаметными. А как защищаются, гусеницы? (Заползают под листики, под кору деревьев) Некоторые гусеницы, благодаря окраске, не видны на траве, например капустница, другие выделяют неприятный запах, имеют волосяной покров или плетут гнёзда, в которых прячутся от врагов.

Воспитатель: — А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о насекомых.

 

Воспитатель: — Чёрный хохолок воткнут в потолок,

Осенью в щель забирается, весной просыпается,

Легко летает, страха не знает.

Дети отвечают: Это муха

Воспитатель: — Слушайте дальше:

Спал цветок, и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх, и улетел. (Бабочка)

 

Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит – сядет и укусит. (Комар)

 

Рогат, а не бык, шесть ног без копыт,

Летит — воет, падёт – землю роет. (Жук)

 

На ромашке у ворот опустился вертолёт –

Золотистые глаза, кто же это? (Стрекоза)

 

Иголку носит при себе, а не портниха,

Варит, а не повариха. (Пчела)

 

Воспитатель: — Ребята, попробуйте теперь вы придумать загадки о насекомых. (Ответы детей) Молодцы. А теперь расскажите мне, что интересного, вы узнали сегодня. (Разные, бабочки откладывают яички на разные растения. Бабочки и гусеницы умеют защищаться от врагов. Бабочки приносят пользу, опыляя растения. Всё живое умеет двигаться, расти размножаться, дышать, питаться)

А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами. «Игра в слова».

— Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят: Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая. Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам. Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка

Засиделись насекомые на полянке, расправили свои крылья и полетели: Летит пчела жужжит: ж- ж -ж. Летит комарик, звенит: з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Воспитатель: Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (Ответы)

Воспитатель: Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь!

Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (Ответы детей) А что нового узнали? (Ответы детей)

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли.


План-конспект

экспериментально-исследовательской

деятельности в старшей группе с применением ИКТ

Тема: « Дерево. Его свойства»

  Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами древесины с помощью экспериментальных действий (не тонет, горит, плотное, поддается обработке, сохраняет тепло).

2.Дать элементарное представление о профессии плотника.

3.Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении.

4. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя  волшебный мир дерева.

5.Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закреплять при этом необходимые меры безопасности.

Методы исследования: Подбор материала по теме; проведение опытов с древесиной, металлическими изделиями, бумагой, тканью; лучиной, деревянная и стеклянная кружка; Слайды, экран.

Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия: рубанок, ножовка, стругать, обрабатывать, плотный.


Ход:

Воспитатель: Дети, я вам загадаю загадку.

В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (Лес).

Беседа по картине «Лес»

 

Что изображено на картине?

  • Какие деревья в лесу?
  • Из каких частей состоит дерево?
  • Что делают с деревьями в лесу?
  • Куда везут деревья?
  • Что делают из досок?
  • Как определить возраст дерева?

    Слайд 1, 2, 3. Лес.

    Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы. По количеству колец на спилах деревьев определяют возраст дерева. А какие предметы изготавливают из дерева.

    Ответы детей.

    Воспитатель обращает внимание детей на выставку « Это удивительное дерево» Дети, совместно с воспитателем называют предметы, расположенные на выставке.

    А теперь поговорим о свойствах дерева.

    Опыт 1.

    -Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему? (он утонул.)

    Теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему? (Она намокла и тоже утонула)

    Возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? (Она намокла и тоже утонула)

    Возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему? (Кубик плавает, потому что он деревянный.) Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него? (Стали строить лодки, корабли.)

     


    Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Оно легкое и не тонет.

    Опыт 2.

    Второй эксперимент проведу я. У меня в руке лучина из дерева. Попробую поджечь ее. Что происходит с лучиной? (Она горит.)

    Что заметили люди, когда горит древесина? (Что становится светло и тепло.)

     

    Мы с вами выяснили второе свойство — дерево горит, дает тепло и свет.

     

    Слайд № 2 . Лучина.

    Слайд№ 3. Печь с дровами.

    Слайд № 4,5 Костер.

    Опыт 3.

    Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.

    Возьмем две кружки с теплой водой (деревянную и стеклянную)

    Какая кружка сохраняет тепло? (деревянная — холодная, стеклянная – горячая)

    В кружки опустим ложки (деревянную и металлическую)

    Какая ложка нагрелась, а какая осталась холодной?

     

    Третье свойство дерева – сохраняет тепло.

    Динамическая пауза.

    Темным лесом и зеленым лугом
    Мы шагаем друг за другом,
    Чтоб цветы нам не помять,
    Будем ноги поднимать.
    Теплый ветер нежно гладит,
    Лес шумит густой травой,
    Кедр нам хочет низко поклониться,
    Ель качает головой,
    А кудрявая березка
    Провожает всех ребят.
    До свидания, лес зеленый,
    Мы уходим в детский сад.




    Опыт 4.

    Нам предстоит провести еще один опыт.

    Возьмем точилку и попробуйте поточить карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод? (Дерево можно пилить, резать, точить.)

    Возьмем три предмета: деревянный брусок, камень, металлическая пластина пробуем забить гвоздь. Гвоздь забивается только в брусок, какой можно сделать из этого вывод? (В дерево можно забивать гвозди)

    Четвертое свойство дерева — древесина легко поддается обработке.

    Слайд№ 6,7,8 Деревянные дома.

    Слайд № 9,10, 11,12 Корабли.


    Воспитатель: Кто делает изделия из древесины? (Плотник)

    Какие инструменты нужны плотнику?( Плотнику нужны плотницкие инструменты (Пила, гвозди, молоток…)

    Игра «Какие инструменты нужны плотнику?».

    Молодцы! Для того чтобы сделать стул, нужны доски. Доски должны быть гладкими, для этого используют рубанок. А как вы думаете, для того чтобы скрепить доски между собой что нужно? (Гвозди и молоток.)

    Профессия плотника нужная. Потому что отремонтировать стул или сделать новый стол, двери, рамы может только опытный плотник.

    Итак, сегодня мы с вами говорили о свойствах дерева. Давайте повторим.


    Дерево легкое , не тонет.

     

    Дерево горит, дает тепло и свет

     

    Дерево сохраняет тепло.

    Древесина легко поддается обработке.

     

    Итог: Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко
    использует в быту.

     


    Конспект занятия по экспериментированию «Молоко и молочные продукты» в подготовительной группе

Вид деятельности: Познавательно — исследовательская

Форма проведения: Экспериментирование

Цель: Обогатить знания о молоке, как о ценном продукте для роста детского организма.

Задачи: Развивать познавательный интерес к экспериментированию, желание узнать новое.

Расширять кругозор через исследовательскую деятельность.

Развивать умение работать в коллективе, участвовать в совместной деятельности.

Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

Материальное обеспечение: Молоко, марля, лимон, деревянные палочки, ватные палочки, ёмкости разного размера, жидкое мыло, пищевые красители разного цвета, фонограмма «Звуки деревни», фартуки клеёнчатые, мультимедийная доска, доска с изображением молочных продуктов.

(звучит фонограмма «Звуки деревни») .Какие звуки вы слышите? ( мычанье теленка, блеяние козленка, писк цыпленка).

Ответы детей:…

Педагог: Только на свет появится маленькое живое существо – у человека – ребёнок, у животных – детёныш и самая первая его еда это – молоко. Сегодня мы поговорим о молоке и молочных продуктах. Давайте вспомним, что мы знаем об этом полезном и вкусном продукте питания.

Присядьте на стульчики и внимательно посмотрите на экран.

Назовите животных, которые дают человеку молоко.

Корова домашнее или дикое животное? Почему?

Чем питается корова летом и зимой?

Какие молочные продукты вы знаете?

Где хранят молоко? Почему?

Что происходит с молоком, которое долго стоит в тепле? (оно скисает). Во что оно превращается? (Ответы детей)

Какие вы знаете молочные продукты? (Ответы детей)

Чем же оно полезно? (Ответы детей)

Молоко и молочные продукты очень полезны для взрослых и детей.

В молоке есть витамины нужные для роста и развития, оно содержит кальций, который необходим для костей, волос и т. д.

Ребята, а какие молочные продукты вы знаете?

Ответы детей:…

(Разворачиваем доску, где находятся картинки с изображением молочных продуктов)

Педагог: Молодцы ребята, сколько молочных продуктов назвали. А хотите сами попробовать приготовить молочный продукт?

Ответ детей:… .

Педагог: Я приглашаю вас в «лабораторию», проходите, надевайте фартуки, присаживайтесь за столы. Предлагаю вам работать в парах. Какие молочные продукты можно приготовить из продуктов, которые находятся на столе? (молоко, лимон)

Дети: Простоквашу.

Педагог: Это продукт, какой по вкусу?

Дети: Кисломолочный.

Педагог: Почему он называется кисломолочным? Из чего он состоит? (из молока, кислоты). Какую кислоту можно добавить в молоко? (лимонный сок) .

Опыт 1. Как быстро приготовить из молока простоквашу?

Дети выжимают сок из лимона, затем капают по несколько капель лимонного сока пипеткой в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свёртывания молока.

Педагог: Что вы видите? Что произошло с молоком?

-Почему? Что мы в него добавили?

Вывод: Молоко свернулось, появились хлопья, из него получился совершенно другой напиток – простокваша.

Опыт 2. «Есть ли жир в молочных продуктах».

Педагог: Жир служит источником энергии, важен для процесса роста и развития клеток мозга и сейчас мы с вами докажем содержание жира в молочных продуктах.

Дети на листочек бумаги капают несколько капель молока, помещают кусочек сливочного масла, сыра и сверху накрывают салфеткой, по размеру жирных пятен определяют самый жирный продукт.

Вывод: Чем больше жира в молочном продукте, тем он полезнее.

Опыт 3. «Какая тайна »

Педагог: А сейчас я вам покажу, что при помощи источника тепла, молоко становится видимым.

Дети на листах бумаги ватной палочкой рисуют молоком различные фигуры, после высыхания, рисунки необходимо прогладить утюгом.

Вывод: Молоко становится видимым, благодаря содержанию в нём полезных веществ.

Опыт 4. «Необычное рисование»

Педагог: А сейчас, мы с вами займёмся рисованием. Но рисованием необычным, рисовать будем на молоке.

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

3. А теперь, хотите, верьте, хотите, нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Вывод: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Опыт 5. «Изготовление молочного коктейля»

Педагог: А ещё у меня есть варенье. Возьмите баночку с вареньем и, понюхав его, определите, у кого какое варенье (какое красивое слово «малиновое», «клубничное», «земляничное») От какого слова произошло оно?

-Чтобы узнать правильно ли вы назвали варенье, что надо сделать?

Дети: Попробовать на вкус.

Педагог: А если мы их соединим, то что получится? Давайте попробуем.

(дети варенье добавляют в молоко, затем тщательно размешивают ложкой) Что изменилось?

Дети: Цвет.

Педагог: Попробуйте на вкус. Что изменилось?

Дети: Вкус молока.

Педагог: Какой молочный продукт получился у нас? Как его можно назвать? Из какого варенья ты (имя ребёнка) сделала свой коктейль?

Вывод: из молока можно приготовить вкусный и полезный коктейль.

Обобщение полученных знаний, умений.

Педагог: Молоко — продукт полезный

Очень вкусный, всем известный

Настроенье поднимает,

И здоровье укрепляет.

Чувствуем себя легко,

Если пьём мы молоко.

И скажу вам от души

Лучше пищи не ищи!

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Волшебный город»

Задачи:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Материал: Камни, береста, гуашь, бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка, «ящик ощущений» с разными видами бумаги, миска с водой, спички и железная миска для воспитателя, бумажный колпак и накидка, карта опасностей, рисунок с изображением барашка, бумага серого цвета, клей..

 


Ход занятия:

Воспитатель: Предлагает детям отгадать загадку:
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята, разноцветная…
(бумага)
Волшебник:

— Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи)


Волшебник:

— Спасибо,

Что, ж продолжим путешествие. Что это тут за мешочек .Здесь лежит разноцветная…
(бумага)
Волшебник — Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего?

Дети: на всем этом можно рисовать


Волшебник:

— Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Ведь они, дружок, помогут

Увидать любой предмет,

Форму рассмотреть и цвет,

Круглый он или квадратный,

Весь шершавый или гладкий,

Он кривой или прямой,

Маленький или большой.

Мы с тобою целый мир

На бумаге создадим:

(Маргрет Реттих.)

Воспитатель: Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем -то заменить бумагу?

Дети:(ответы).
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, как делают бумагу. Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т.д. Подойдите к доске, я покажу вам схему производства бумаги.
Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.
Воспитатель: Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в муккулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага.
(Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в «ящике ощущений», определяют ее на ощупь и описывают свойства).
Воспитатель: Предлагаю вам смять бумагу (мнется), разорвать (рвется, непрочная), положить в миску с водой (размокает).

А сейчас я вам покажу, как бумага горит.
Мы с вами узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает.
Вы уже хорошо знакомы со свойствами бумаги, и я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого нам нужен герой – бумажный человечек. Я предлагаю выбрать одного из вас. Наденем на него бумажный колпак, бумажную накидку.
Представим, что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать нашему герою, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку? А перепрыгнуть через костер?
Вот посмотрите – это карта опасностей. Наш герой попытается по ней пройти, а мы будем помогать ему. На карте нарисованы «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться наш бумажный человечек. Задача нашего героя пройти по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему. Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет?»

Дети:

-да.
Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям погулять по осеннему лесу.

Мы в лесу осеннем целый день гуляли

(шагают по кругу, друг за другом)

Любовались травкой

(наклоняясь трогают травку)

Воздухом дышали

(машут на себя руками)

Под ногами листьями выслана земля

(идут на носочках, руки на поясе)

Идем на носочках, ступаем слегка

Вот деревья встали у нас на пути

(бег змейкой)

Обежать их надо или обойти

Тучка невеличка

Дождь принесла нам

(дети перемещаются свободно по группе)

Побежим под дерево

Спрячемся мы там

(один ребенок встает посередине, на корточках дети вокруг него)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики».
(По сигналу, самолетики летают по площадке с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром». Игра повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Дети, вы поиграли, пора и поработать. А что мы будем делать, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу?»

Дети:(Баран).
Воспитатель: Вот, посмотрите рисунок с изображением барашка. Мы будем «одевать» барашка в «шубку». (Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок с изображением животного у которого отсутствует шерсть. На рисунке внутри контура – не закрашенное место). Шубку барашку можно «сшить» из старой ненужной бумаги. Какие ее свойства будут при этом использоваться?

Дети: (режется, рвется, мнется, намокает).

Воспитатель: Бумагу разрывают на кусочки, которую сминают в шарики. Намазывают кусочки клеем и приклеивают их на изображение барашка. Молодцы ребята, хорошая шубка получилась у барашка. Когда работаете все вместе и работа спорится.
Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
— Наше занятие закончено. Все дети молодцы. Вам понравилось наше занятие?

Дети: Да

(Волшебник разворачивает гармошку – радугу.)

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

Волшебник:

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.

 


 

Конспект НОД
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный камень — магнит»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в зал, оформленный под научную лабораторию….

Задает детям вопрос — «Куда мы пришли?»

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательском институте.

Спрашивает детей, кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии.

Воспитатель: — Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными — исследователями.

Предлагает надеть халаты, шапочки, очки.

Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила, распределяют роли.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших сотрудников и лаборантов и бейджик с соответствующим обозначением.

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.

— Сегодня к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: — «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: — «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.

— Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам и лаборантам в лабораторию № 1…

— «Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянная баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

— «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

(Демонстрация схемы через проектор).

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2.

На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты с магнитными концами (красный — синий).

— Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей…

Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения… Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами- красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… Воспитатель дает пояснение: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: — У вас на столах стоят банки, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: — Ребята, какой можно сделать вывод?

Дети: — Магнит действует через стекло.

(Демонстрация схемы через проектор).

— Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

— А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

— Какой можно сделать вывод?

— Магнит действует через картон.

(Демонстрация всех схем через проектор одновременно).

Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

(Демонстрация слайда).

Воспитатель обращает внимание детей на коробку с магнитом.

— Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

— Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы — подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. (Одновременно схемы появляются на экране).

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Дети вместе с воспитателем складывают магнит и карточки, отправляют посылку с выполненным заданием.

Ребенок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Воспитатель: — Дорогие младшие сотрудники и лаборанты, руководство научно-исследовательского института благодарит вас за проделанную работу и награждает вас ценными памятными подарками — магнитными играми.

— Предлагаю вам поделиться своими знаниями с друзьями и родителями. Ждем от вас новых идей

 

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну Экспериментов»

Задачи:

• Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина)

• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.

• Продолжать учить детей использовать в своей работе схемы, алгоритмы.

• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.

• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

• Учить выдвигать гипотезы.

• Воспитывать, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

• Создать у детей радостное настроение.

• Пополнить словарный запас детей за счет слов: материал, свойства, исследование, карточки схемы, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.

• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

Материал и оборудование для опытов:

Поднос, тазик с водой, различные материалы: дерево, металл, бумага, пластмасса, поролон) ; сундук с различными материалами: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса; корзинка с бананами, записка со схемой алгоритмом.

На каждого ребёнка: поднос, пипетка, магнит, ложечка, ножницы, фломастер, камень, стакан с водой, образцы различных материалов: ткань, бумага, резина, металл, дерево, пластмасса, белый халат, карта – схема.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам сегодня предложить отправиться в необыкновенную страну Экспериментов. (Предлагает детям закрыть глаза, повернуться вокруг себя. Открыв глаза, дети видят тазики с водой, различные6 материалы, сундук с различными материалами, корзину с бананами.

 

Воспитатель:  В стране Экспериментов живут люди далекого острова, которые просят нам о помощи. Хотите помочь? Но причем здесь вода? Как вы думаете? Дети высказывают предположение, что это может быть море или река, которые надо переплыть, чтобы добраться до острова. Но, как же мы туда доберёмся? (Дети высказывают предположения). Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею. Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.

• Какими свойствами должна обладать лодка?

(Держаться на воде и не тонуть)

• Какие материалы отвечают этим требованиям, из чего мы можем построить лодку?

(Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон.)

• Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства лодки?

Дети выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.

Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента: «Что мы будем делать и для чего? », «Что нам для этого потребуется? »

Дети подходят к столу, на котором находятся предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона и тазик с водой, проводят эксперимент.

В ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты предполагаешь получить? » (Я взял железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)

Индивидуальная работа с детьми по формулировке выводов:

• Что получилось?

• Какие выводы ты сделал?

• А как это получилось?

• Из чего бы ты посоветовала сделать лодку?

• А это значит.

Примерные выводы детей:

• Я бы сделал лодку из дерева — у меня деревяшка не утонула.

• А у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.

• Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.

• А поролон сильно намокает — это плохо.

• Нам лучше строить лодку из дерева или пластмассы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь деревянных предметов, они нам должны пригодится для постройки лодки. (Дети строят лодку из стульев и большого деревянного строительного материала.) Ну, а чтобы мы стали настоящими моряками, я предлагаю надеть бескозырки. Готовы? Тогда в путь!

(звучит шум моря, крик чаек)

Воспитатель: Вот оно какое море!

Разноцветно-голубое

Волнами шумящее,

чайками кричащее,

чистое, солёное,

тёплое, рифлёное

С небом обнимается,

Солнцу улыбается.

Воспитатель берёт подзорную трубу и смотрит вдаль.

(Звучит музыка папуасов)

Воспитатель: Ну, вот мы и на острове. Ребята, а вот и сундук, который был нарисован на схеме. (Воспитатель берёт сундук и открывает его). Посмотрите, в этом сундуке находятся различные материалы. Как вы думаете, какую помощь хотели попросить жители острова? (предположения детей) Я тоже думаю, что они просто не знают, что это такое, и просят нас объяснить. А для того чтобы жителей острова познакомить с этими материалами, нам необходимо определить их свойства. Как это можно сделать? (Провести опыты с ними) .

Воспитатель: В сундуке находятся различные материалы, каждый пусть выберет себе по одному.

 

Радик, что ты выбрал для исследования? Вероника, а ты что взяла? Я предлагаю вам стать исследователями, и пройти, в нашу передвижную лабораторию. Ребята, обратите внимание, что на разных столах находится разный материал для исследования. Вам нужно найти своё место в соответствии с тем материалом, который вы выбрали. (Дети расходятся по своим рабочим местам). Я предлагаю вам надеть халаты.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы провести опыты, у каждого на столе есть карточки-схемы. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Дети совместно с воспитателем комментируют каждый символ) .

Воспитатель: Для того, чтобы вы всё запомнили и могли рассказать о своём материале, я предлагаю вам зарисовать результаты ваших открытий в этих карточках. Приступайте, пожалуйста, к опытам.

(звучит спокойная, тихая музыка и шум моря)

(Проведение самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности воспитанниками).

Воспитатель: Мы работу завершили, Всё на место положили! Мы друг другу не мешали, И друг другу помогали!

Воспитатель: После того, как вы хорошо поработали, я предлагаю немного размяться.

Поиграем в игру «Веселые человечки». Вы знаете, что всё окружающее состоит из маленьких частичек, мы будем их называть человечками. Если человечки крепко держатся друг с другом, то вещество твердое (кирпич, камень, дерево). В жидкостях стоят рядом, но не держатся друг за друга (молоко, компот, вода, а воздух они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажете, как будут вести себя эти веселые человечки. (Камень, молоко, кислород, дерево, вода, металл, компот, воздух и т. д)

Воспитатель: Ребята, вы немного отдохнули, а сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне и присаживайтесь по кругу на тёпленький песочек. Давайте расскажем о проделанной вами работе. Воспитатель обращается к ребенку с вопросом: Какой материал ты исследовал? Расскажи, какие данные ты получил, опираясь на свои схемы (каждый ребёнок рассказывает о свойствах материала, который исследовал) .

Ребята, у нас получились вот такие зарисовки о свойствах природных материалов. Для чего мы это делали? (ответы детей) Скажите, а что можно придумать, чтобы наши листочки не разлетелись по одному, ведь они важны для туземцев. (предположения детей)

Воспитатель: Давайте ребята, сделаем книгу, чтобы её было удобно хранить. (дети сшивают листы, изготавливая книгу)

Воспитатель: А теперь мы подарим эту книгу жителям острова, что бы они научились использовать эти материалы в своей жизни. Для этого мы положим её в сундук. (дети кладут книгу в сундук, и закрывают его). Ой, ребята, посмотрите, здесь ещё одна корзина, в ней бананы и какая то записка .(Слайд со схемой) (дети стараются расшифровать послание) Это вас благодарят жители этого острова, за помощь (угощает детей). Воспитатель: А нам пора назад в детский сад. До свидания остров. Садитесь в лодку, нам пора отправляться в обратную дорогу.

(звучит шум моря, слайд: море)

Мы опять плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вот мы и на месте. Скажите, для чего мы делали книгу? Как вы считаете, справились ли мы с заданием? Какую информацию мы приготовили для жителей острова? Испытывали ли вы трудности в работе? Как вы с ними справились? Понравилось ли вам путешествие. Желаю вам ребята, продолжать исследовать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

 

 

 

 
 

 

 
 

 

 

Комментарии закрыты.