«Новая модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленная на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности»
Отчет
о работе муниципальной инновационной площадки МБДОУ детский сад
№ 12 за 2017 год по теме
«Новая модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленная на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности»
-
Паспортная информация.
1.Юридическое название учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12«Пчелка».
2.Учредитель: Управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район
3.Юридический адрес, телефон- 352700 Россия, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Шереметова,14. 8-861-30-4-74-01. Руководитель Астахова Ирина Николаевна
4.Ф.И.О. руководителя Астахова Ирина Николаевна
5.Телефон, факс , электронный адрес 8-861-30-4-74-01. детский-сад-12 рф
6.Статус инновационной площадки — муниципальная инновационная площадка. Год присвоения – 2016
7.Научный руководитель – нет
11. Текстовый отчет
Цель деятельности инновационной площадки: разработка новой модели развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленной на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Инновационная работа направлена на реализацию основных задач и целевых ориентиров ФГОС ДО: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе в поисково-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением сегодня стоит задача добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и, обязательно, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. А развитие активности мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания, что возможно только в поисково-исследовательской деятельности. Именно в рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение, активное освоение мира. Детям не сообщаются новые знания, не предполагаются способы действия, а создается проблемная ситуация, которую решает сам ребенок, при этом сам самостоятельно устанавливает связи и отношения, а значит, развивается его память, мышление, воображение, речь, творческая активность и самостоятельность – основные базисные качества личности.
Кроме того, формирование метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников является целевой установкой ФГОС, одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов вообще.
Использование инновационных педагогических технологий, организация всех видов деятельности с использованием технологий исследования открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных на наш взгляд — проектно-исследовательский метод, проблемное обучение и методы детского экспериментирования.
Так как данные методы поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.
Задачи отчетного периода:
-
Повышение педагогической грамотности педагогов и родителей.
-
Организация работы детско-родительского клуба «Я экспериментатор» и разработка программы его работы.
-
Работа с детьми по реализации разработанных конспектов и проектов поисково-исследовательской деятельности (реализация и апробирование программы).
-
Разработка и апробация показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
-
Выпуск методических пособий по проблеме «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников».
-
Содержание инновационной деятельности за отчетный период
С целью повышения педагогической грамотности педагогов в 2017 году в ДОУ организованы деловые игры с педагогами: «Разработка конспектов опытно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием игровых технологий» и «Создание мини-проекта исследовательской деятельности дошкольников». В ходе деловых игр педагоги ДОУ освоили методы и приемы создания конспектов организованной образовательной поисково-исследовательской деятельности. Сегодня в ДОУ разработаны и реализуются конспекты ООД по темам: «Воздух и его свойства», «Волшебница-вода», «Удивительные свойства магнита», «Волшебные краски» и др. Разработаны и реализованы исследовательские проекты «Цветок», «Явления живой природы», «Кудесница вода», «Волшебство звуков», «От зернышка к караваю», «Огород» и пр.
Организованы совместные детско-взрослые исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?».
В ДОУ работает детско-родительский клуб «Я –экспериментатор». Клуб посещают 8 организованных детей, 2-е детей из семейных групп и 4 детей с мамой, не посещающих ДОУ». Эти дети могли бы не получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов и нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. Посещая данный клуб, они получили определенные знания и умения самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Занятия в клубе проходят 1 раз в неделю по 30 минут.
Разработана программа работы детско-родительского клуба, включающая наблюдения, опыты и эксперименты, эвристические беседы, проектную деятельность.
Апробирована авторская программа
формирования способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, основанная на развитии поиска и исследований.
Примерная тематика занятий Программы
Тема
Проблемно-поисковая деятельность
1
Как прекрасен этот мир.
Звук и буква «А»
Опыты с водой, воздухом, солнечными лучами.
2
Транспорт.
Звук и буква «Т»
Исследовательские задачи по ПДД.
3
Земля – наш дом, мы – хозяева в нем.
Звук и буква «З»
Проблемные ситуации по сохранению природы.
4
Вежливые слова и поступки».
Звук и буква «С»
Противоречивые ситуации.
5
Загадочный мир природы.
Звук и буква «П».
Опыты со светом, ветром.
Ситуационные задачи: почему одни фрукты лежат долго, другие быстро портятся.
6
Россия – Родина моя.
Звук и буква «Р»
Сравнение разных частей света, разных городов и определение, где лучше жить.
7
Мой любимый город.
Звук и буква» «Г»
Создание мини-проекта «За чистоту моего города». Работа со схемами и таблицами.
8
Все профессии важны, все профессии нужны.
Звук и буква «В»
Проблемные ситуации с элементами ТРИЗ.
9
Я – человек.
Звук и буква «Я»
Работа со схемами и таблицами.
10
Мои добрые дела.
Звук и буква» «Д»
Исследование хороших и плохих поступков.
11
Урок творчества и фантазии.
Экспериментальная работа с красками, водой.
12
Урок милосердия и доброты.
Звук и буква «М».
Решение проблемных ситуаций.
13
Зимние приключения.
Звук и буква «Э».
Эксперименты со снегом и льдом.
Ситуации «Где живут мухи зимой?».
14
Твои права, ребенок.
Звук и буква «О».
Работа со схемами.
15
Приключения Буратино.
Звук и буква «У»
Опыты с деревом. Решение ситуационных задач «Случаи с Буратино».
16
Занимательная азбука.
Звук и буква «К».
Сложные слова.
Эксперименты с копировальной бумагой. Копирование букв.
17
В гостях у Пиши Читая.
Звук и буква «Ч».
Решение загадок о буквах.
18
Веселый звукоград.
Звук и буква «Н»
Буквы с магнитом. Опыты с магнитом.
19
Какой транспорт лучше?
Звук и буква «Ф».
Упражнения на фантазию «Придумай и нарисуй свой транспорт»
20
Дружба красок. Звук и буква «Ы»
Опыты с красками.
21
Волшебный сундучок моей бабушки.
Звук и буква «Б».
Проблемные ситуации «Что может лежать в сундучке?»
22
Ой, Кубань, ты наша Родина.
Звук и буква «Ш».
Проект «Музей кубанского быта. Что в нем может быть и почему?»
23
Поможем мальчику, попавшему в беду.
Звук и буква «Л».
Придумывание и разрешение проблемных ситуаций.
24
Экспедиция на северный полюс.
Звук и буква «Ж».
Опыты с солнечными лучами, светом.
25
Путешествие по сказкам.
Анализ проблемных ситуаций из сказок.
26
В гостях у бабушки Акулины.
Звук и буква «И».
Опыты и исследования для получения хорошего урожая с огорода бабушки Акулины.
27
В поиске звуков.
Звук и буква «Х».
Исследовательская деятельность «Как и чем мы слышим?».
28
Веселые приключения на рыбалке.
Звук и буква «Ю».
Придумывание и разрешение ситуаций, которые могут произойти на рыбалке.
29
Путешествие в Африку.
Звук и буква «Е».
Эксперименты с песком.
30
В стране этикета.
Звук и буква «Щ»
Решение противоречивых ситуаций.
31
Цветик- семицветик.
Звук и буква «Ц».
Задания на развитие процессов фантазирования.
32
Экскурсия в музей
Создание коллекций. Исследование свойств предметов, объединенных одними свойствами и качествами.
33
В стране знаний. Слова предметы и слова действия.
Звук и буква «Ь», «Ъ».
Исследования «Молния, гроза».
34
Волшебные приключения Снежка.
Опыты со снегом, людом и водой.
35
Разноцветный сад.
Кляксография.
36
Умники и умницы.
Ситуационные задачи: Задай вопрос мудрецу. Куба ты полетел на ковре-самолете? Что бы ты попросил у волшебника? Представь, что ты в стране вообразили и пр.
В ходе работы созданы авторские стихи к каждой букве с элементами исследования, что позволяет детям освоить азбуку в очень короткие сроки, что также важно при подготовке ребенка к школе. Все дети, ушедшие в школу в 2017 году, умеют читать.
Каждое стихотворение содержит проблемный вопрос, требующий ответа. При этом развивается память, мышление, воображение и творческие способности дошкольников, а рифмовка и увлекательное содержание способствует развитию интереса детей.
Стихи могут быть использованы на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте, на занятиях и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
Авокадо, абрикос, алыча и апельсин,
Начинаются на А,
Даже вкусный мандарин.
А
Только вы скажите, дети,
Где ошибка здесь в ответе?
Галка, голубь, гусь и грач
Все на букву Г, а врач? Г
Что в нем нужно изменить,
Чтобы «Грач» нам получить?
В истекшем году большое внимание уделялось диагностике развития способностей к исследовательской деятельности детей, частично использовались методики, разработанные А. И. Савенковым «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы». Добавлены задания для развития умения видеть проблемы , например «Сколько значений у предмета», «Тема одна – сюжетов много». Внесены изменения в диагностические методики, направленные на развитие умения выдвигать гипотезы, подобраны упражнения, позволяющие тренировать способность вырабатывать провокационные идеи: делая предположения, использовать следующие слова: Может быть …Предположим …Допустим …Возможно …Что если …
Создана система ситуационных задач, направленных на развитие мышления у детей. Это ситуации на транспорте, с огнем, с ключом, с погодными условиями. Данные ситуационные задачи используются педагогами в повседневной жизни дошкольников.
Разработаны авторские схемы и таблицы, тест-карты, майнд-карты, работа с которыми направлена на развитие детского мышления, умения строить работу последовательно, делать выводы.
Значительно обновилось содержание творческих лабораторий детей в группах и в консультационном пункте.
В подготовительной группе оформлены личные папки детей «Мои открытия», изготовлены детьми книжки-малышки «Что я видел», анализ которых позволяет определить исследовательские интересы детей, умение видеть проблемы и делать определенные выводы.
Работа по определению показателей коммуникативных УУД старших дошкольников, обеспечивающих
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми находится в стадии завершения.
В целях повышения педагогической грамотности родителей проведены следующие мероприятия: родительское собрание — «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников». Консультации для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Анкетирование и беседы с родителями по вопросам организации опытов и экспериментов с детьми показали, что активность родителей и их интерес к данной проблеме вырос с 17% в 2015 году до 67% в 2017году.
Разработаны методические рекомендации для родителей: — «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,
«Опыты в домашних условиях», «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».
-
Инновационность данной работы в создании целостной системы организации поисково-исследовательской деятельности детей, педагогов и родителей. В разработке нового содержания подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО, в сокращении количества занятий по каждой образовательной области, в создании конспектов ООД по подготовке к школе для организованных и неорганизованных детей ( 36 конспектов ) с включением в каждую образовательную деятельность поисково-исследовательских элементов и технологий.
-
Измерение и оценка качества инновации осуществлялось по следующей таблице:
Результаты диагностики развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста, в %
Показатели
Высокий уровень
2016 2017
Средний уровень
2016 2017
Низкий
уровень
-
Скорость ответа
-
на проблемный вопрос
32% 4 24%
47% 5 26%
21%
-
Быстрое
-
нахождение задач
25% 4 16%
53% 54%
22%
Нахождение
новых
способов решения задач
12% 28%
56% 72%
32%
Реакция на
помощь в решении
задач
14% 4 23%
74% 57%
12%
Показатели
Высокий уровень
2016 2017
Средний уровень
2016 2017
Низкий уровень
Р Развитие
познавательных
способностей
34% 52%
%
45% 48%
11%
Развитие творческого
воображения
2 36 53%
43% 47%
21%
Развитие
творческого мышления
18% 45%
46% 55%
36%
Развитие
коммуникативных
навыков и умений
24% 51%
53% 49%
23%
В 2017 году детей с низким уровнем
развития исследовательских способностей не выявлено.
-
-
Результативность. Из таблицы видно повышение качества исследовательских способностей у детей. Развитие у них творческого мышления и коммуникативных навыков и умений в среднем на 42%.
Воспитанники умеют рассуждать самостоятельно, когда задают вопрос на сообразительность, делать выводы и умозаключения, решать проблемные ситуации. Проявляют интерес к символическим «языкам», пытаются самостоятельно «читать» схемы, карты, алгоритмы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать).
Педагоги освоили методы и приемы исследовательской деятельности детей дошкольного возраста и умело используют их в практике своей работы.
Выпущены методические пособия:
— «Теоретические основы инновационной работы в ДОУ»- пособие включает инновационный проект, план его реализации, консультации, семинары, практикумы, педагогические часы для педагогов по теме экспериментальной работы; диагностики
— «Диагностика развития исследовательской деятельности старших дошкольников» — в пособии опубликованы тесты, анкеты для педагогов и родителей, методики анализа предметно-пространственной среды по определению соответствия развивающей среды критериям исследовательской деятельности, практические ситуации, диагностики сферы интересов к предметам в экспериментальной деятельности и др.
— «Игры, упражнения, ситуационные задачи, направленные на развитие поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников» — в пособии используются известные и авторские материалы.
— «Развивающая предметно-пространственная развивающая среда, направленная на развитие познавательной, поисково-исследовательской деятельности дошкольников» (Из опыта работы детского сада) – в пособии
представлены фото центров, мини-лабораторий, центров моделирования с модулями и техническими игрушками в группах и консультационном центре, включающие материалы, инвентарь, оборудование, предметно-схематические модели, мнемотаблицы, обеспечивающие игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей.
— «Программа развития способностей детей в поисково-исследовательской деятельности».
— «Опыты и эксперименты в ДОУ» (практические материалы).
-«Проекты поисково-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте».
-
Организация сетевого взаимодействия.
МБДОУ детский сад № 12 взаимодействцет с дошколными образователными учреждениями Тимашевского района, СОШ№ 19. Материалы инновационной работы размещены на сайте ДОУ и ЦРО.
-
Апробация и дессименация результатов деятельности.
В марте 2017г. на базе МБДОУ д/с № 12 проведено районное методическое объединение по теме «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в ДОУ и семье», 25 января – мастер-класс для педагогов ДОУ района по реализации инновационного проекта.
Теоретические и практические материалы инновационной работы размещены на сайте ДОУ.
-