Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

«Новая модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленная на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности»

Отчет

о работе муниципальной инновационной площадки МБДОУ детский сад

№ 12 за 2017 год по теме

«Новая модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленная на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности»

  1. Паспортная информация.

    1.Юридическое название учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12«Пчелка».

     

    2.Учредитель: Управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район

    3.Юридический адрес, телефон- 352700 Россия, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Шереметова,14. 8-861-30-4-74-01. Руководитель Астахова Ирина Николаевна

     

    4.Ф.И.О. руководителя Астахова Ирина Николаевна

    5.Телефон, факс , электронный адрес 8-861-30-4-74-01. детский-сад-12 рф

    6.Статус инновационной площадки — муниципальная инновационная площадка. Год присвоения – 2016

    7.Научный руководитель – нет

    11. Текстовый отчет

    Цель деятельности инновационной площадки: разработка новой модели развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленной на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Инновационная работа направлена на реализацию основных задач и целевых ориентиров ФГОС ДО: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе в поисково-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    Актуальность данной проблемы состоит в том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением сегодня стоит задача добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и, обязательно, инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. А развитие активности мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания, что возможно только в поисково-исследовательской деятельности. Именно в рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение, активное освоение мира. Детям не сообщаются новые знания, не предполагаются способы действия, а создается проблемная ситуация, которую решает сам ребенок, при этом сам самостоятельно устанавливает связи и отношения, а значит, развивается его память, мышление, воображение, речь, творческая активность и самостоятельность – основные базисные качества личности.

    Кроме того, формирование метапредметных исследовательских умений дошкольников и младших школьников является целевой установкой ФГОС, одной из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов вообще.

    Использование инновационных педагогических технологий, организация всех видов деятельности с использованием технологий исследования открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных на наш взгляд — проектно-исследовательский метод, проблемное обучение и методы детского экспериментирования.
    Так как данные методы поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
    Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
    Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.

     

    Задачи отчетного периода:

  2. Повышение педагогической грамотности педагогов и родителей.
  3. Организация работы детско-родительского клуба «Я экспериментатор» и разработка программы его работы.
  4. Работа с детьми по реализации разработанных конспектов и проектов поисково-исследовательской деятельности (реализация и апробирование программы).
  5. Разработка и апробация показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
  6. Выпуск методических пособий по проблеме «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников».

     

  7. Содержание инновационной деятельности за отчетный период

    С целью повышения педагогической грамотности педагогов в 2017 году в ДОУ организованы деловые игры с педагогами: «Разработка конспектов опытно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием игровых технологий» и «Создание мини-проекта исследовательской деятельности дошкольников». В ходе деловых игр педагоги ДОУ освоили методы и приемы создания конспектов организованной образовательной поисково-исследовательской деятельности. Сегодня в ДОУ разработаны и реализуются конспекты ООД по темам: «Воздух и его свойства», «Волшебница-вода», «Удивительные свойства магнита», «Волшебные краски» и др. Разработаны и реализованы исследовательские проекты «Цветок», «Явления живой природы», «Кудесница вода», «Волшебство звуков», «От зернышка к караваю», «Огород» и пр.

     


    Организованы совместные детско-взрослые исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?».

    В ДОУ работает детско-родительский клуб «Я –экспериментатор». Клуб посещают 8 организованных детей, 2-е детей из семейных групп и 4 детей с мамой, не посещающих ДОУ». Эти дети могли бы не получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов и нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления. Посещая данный клуб, они получили определенные знания и умения самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в соответствии с ФГОС ДО.


    Занятия в клубе проходят 1 раз в неделю по 30 минут.

     


     

    Разработана программа работы детско-родительского клуба, включающая наблюдения, опыты и эксперименты, эвристические беседы, проектную деятельность.

    Апробирована авторская программа
    формирования способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, основанная на развитии поиска и исследований.

     

    Примерная тематика занятий Программы

     

    Тема     

    Проблемно-поисковая деятельность

    1

    Как прекрасен этот мир.

    Звук и буква «А»

    Опыты с водой, воздухом, солнечными лучами.

    2

    Транспорт.

    Звук и буква «Т»

    Исследовательские задачи по ПДД.

    3

    Земля – наш дом, мы – хозяева в нем.

    Звук и буква «З»

    Проблемные ситуации по сохранению природы.

    4

    Вежливые слова и поступки».

    Звук и буква «С»

    Противоречивые ситуации.

    5

    Загадочный мир природы.

    Звук и буква «П».

    Опыты со светом, ветром.

    Ситуационные задачи: почему одни фрукты лежат долго, другие быстро портятся.

    6

    Россия – Родина моя.

    Звук и буква «Р»

    Сравнение разных частей света, разных городов и определение, где лучше жить.

    7

    Мой любимый город.

    Звук и буква» «Г»

    Создание мини-проекта «За чистоту моего города». Работа со схемами и таблицами.

    8

    Все профессии важны, все профессии нужны.

    Звук и буква «В»

    Проблемные ситуации с элементами ТРИЗ.

    9

    Я – человек.

    Звук и буква «Я»

    Работа со схемами и таблицами.

    10

    Мои добрые дела.

    Звук и буква» «Д»

    Исследование хороших и плохих поступков.

    11

    Урок творчества и фантазии.

    Экспериментальная работа с красками, водой.

    12

    Урок милосердия и доброты.

    Звук и буква «М».

    Решение проблемных ситуаций.

    13

    Зимние приключения.

    Звук и буква «Э».

    Эксперименты со снегом и льдом.

    Ситуации «Где живут мухи зимой?».

    14

    Твои права, ребенок.

    Звук и буква «О».

    Работа со схемами.

    15

    Приключения Буратино.

    Звук и буква «У»

    Опыты с деревом. Решение ситуационных задач «Случаи с Буратино».

    16

    Занимательная азбука.

    Звук и буква «К».

    Сложные слова.

    Эксперименты с копировальной бумагой. Копирование букв.

    17

    В гостях у Пиши Читая.

    Звук и буква «Ч».

    Решение загадок о буквах.

    18

    Веселый звукоград.

    Звук и буква «Н»

    Буквы с магнитом. Опыты с магнитом.

    19

    Какой транспорт лучше?

    Звук и буква «Ф».

    Упражнения на фантазию «Придумай и нарисуй свой транспорт»

    20

    Дружба красок. Звук и буква «Ы»

    Опыты с красками.

    21

    Волшебный сундучок моей бабушки.

    Звук и буква «Б».

    Проблемные ситуации «Что может лежать в сундучке?»

    22

    Ой, Кубань, ты наша Родина.

    Звук и буква «Ш».

    Проект «Музей кубанского быта. Что в нем может быть и почему?»

    23

    Поможем мальчику, попавшему в беду.

    Звук и буква «Л».

    Придумывание и разрешение проблемных ситуаций.

    24

    Экспедиция на северный полюс.

    Звук и буква «Ж».

    Опыты с солнечными лучами, светом.

    25

    Путешествие по сказкам.

    Анализ проблемных ситуаций из сказок.

    26

    В гостях у бабушки Акулины.

    Звук и буква «И».

    Опыты и исследования для получения хорошего урожая с огорода бабушки Акулины.

    27

    В поиске звуков.

    Звук и буква «Х».

    Исследовательская деятельность «Как и чем мы слышим?».

    28

    Веселые приключения на рыбалке.

    Звук и буква «Ю».

    Придумывание и разрешение ситуаций, которые могут произойти на рыбалке.

    29

    Путешествие в Африку.

    Звук и буква «Е».

    Эксперименты с песком.

    30

    В стране этикета.

    Звук и буква «Щ»

    Решение противоречивых ситуаций.

    31

    Цветик- семицветик.

    Звук и буква «Ц».

    Задания на развитие процессов фантазирования.

    32

    Экскурсия в музей

    Создание коллекций. Исследование свойств предметов, объединенных одними свойствами и качествами.

    33

    В стране знаний. Слова предметы и слова действия.

    Звук и буква «Ь», «Ъ».

    Исследования «Молния, гроза».

    34

    Волшебные приключения Снежка.

    Опыты со снегом, людом и водой.

    35

    Разноцветный сад.

    Кляксография.

    36

    Умники и умницы.

    Ситуационные задачи: Задай вопрос мудрецу. Куба ты полетел на ковре-самолете? Что бы ты попросил у волшебника? Представь, что ты в стране вообразили и пр.

    В ходе работы созданы авторские стихи к каждой букве с элементами исследования, что позволяет детям освоить азбуку в очень короткие сроки, что также важно при подготовке ребенка к школе. Все дети, ушедшие в школу в 2017 году, умеют читать.

    Каждое стихотворение содержит проблемный вопрос, требующий ответа. При этом развивается память, мышление, воображение и творческие способности дошкольников, а рифмовка и увлекательное содержание способствует развитию интереса детей.

    Стихи могут быть использованы на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте, на занятиях и в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности дошкольников.

    Авокадо, абрикос, алыча и апельсин,

    Начинаются на А,

    Даже вкусный мандарин.

    А

    Только вы скажите, дети,

    Где ошибка здесь в ответе?

     

    Галка, голубь, гусь и грач

    Все на букву Г, а врач? Г

    Что в нем нужно изменить,

    Чтобы «Грач» нам получить?

     

    В истекшем году большое внимание уделялось диагностике развития способностей к исследовательской деятельности детей, частично использовались методики, разработанные А. И. Савенковым «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы». Добавлены задания для развития умения видеть проблемы , например «Сколько значений у предмета», «Тема одна – сюжетов много». Внесены изменения в диагностические методики, направленные на развитие умения выдвигать гипотезы, подобраны упражнения, позволяющие тренировать способность вырабатывать провокационные идеи: делая предположения, использовать следующие слова: Может быть …Предположим …Допустим …Возможно …Что если …

    Создана система ситуационных задач, направленных на развитие мышления у детей. Это ситуации на транспорте, с огнем, с ключом, с погодными условиями. Данные ситуационные задачи используются педагогами в повседневной жизни дошкольников.

    Разработаны авторские схемы и таблицы, тест-карты, майнд-карты, работа с которыми направлена на развитие детского мышления, умения строить работу последовательно, делать выводы.

     



    Значительно обновилось содержание творческих лабораторий детей в группах и в консультационном пункте.

     



     


    В подготовительной группе оформлены личные папки детей «Мои открытия», изготовлены детьми книжки-малышки «Что я видел», анализ которых позволяет определить исследовательские интересы детей, умение видеть проблемы и делать определенные выводы.

    Работа по определению показателей коммуникативных УУД  старших дошкольников, обеспечивающих
    социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми находится в стадии завершения.

     

    В целях повышения педагогической грамотности родителей проведены следующие мероприятия: родительское собрание — «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников». Консультации для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома». Анкетирование и беседы с родителями по вопросам организации опытов и экспериментов с детьми показали, что активность родителей и их интерес к данной проблеме вырос с 17% в 2015 году до 67% в 2017году.

    Разработаны методические рекомендации для родителей: — «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,
    «Опыты в домашних условиях», «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю».

  8. Инновационность данной работы в создании целостной системы организации поисково-исследовательской деятельности детей, педагогов и родителей. В разработке нового содержания подготовки детей к школе в соответствии с ФГОС ДО, в сокращении количества занятий по каждой образовательной области, в создании конспектов ООД по подготовке к школе для организованных и неорганизованных детей ( 36 конспектов ) с включением в каждую образовательную деятельность поисково-исследовательских элементов и технологий.
  9. Измерение и оценка качества инновации осуществлялось по следующей таблице:

    Результаты диагностики развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста, в %

     

    Показатели

    Высокий уровень

    2016 2017

    Средний уровень

    2016 2017

    Низкий

    уровень

    1. Скорость ответа
    2. на проблемный вопрос

    32% 4 24%

    47% 5 26%

    21%

    1. Быстрое
    2. нахождение задач

    25% 4 16%

    53% 54%

    22%

    Нахождение

    новых

    способов решения задач

    12% 28%

    56% 72%

    32%

    Реакция на

    помощь в решении

    задач

    14% 4 23%

    74% 57%

    12%

     

     

     

    Показатели

    Высокий уровень

    2016 2017

    Средний уровень

    2016 2017

    Низкий уровень

    Р Развитие

    познавательных

    способностей

    34% 52%

    %

    45% 48%

    11%

    Развитие творческого

    воображения

    2 36 53%

    43% 47%

    21%

    Развитие

    творческого мышления

    18% 45%

    46% 55%

    36%

    Развитие

    коммуникативных

    навыков и умений

    24% 51%

    53% 49%

    23%

    В 2017 году детей с низким уровнем
    развития исследовательских способностей не выявлено.

     

  10. Результативность. Из таблицы видно повышение качества исследовательских способностей у детей. Развитие у них творческого мышления и коммуникативных навыков и умений в среднем на 42%.

    Воспитанники умеют рассуждать самостоятельно, когда задают вопрос на сообразительность, делать выводы и умозаключения, решать проблемные ситуации. Проявляют интерес к символическим «языкам», пытаются самостоятельно «читать» схемы, карты, алгоритмы, чертежи и выполнять действия по ним (лепить, проводить опыт, конструировать).

    Педагоги освоили методы и приемы исследовательской деятельности детей дошкольного возраста и умело используют их в практике своей работы.

    Выпущены методические пособия:

    — «Теоретические основы инновационной работы в ДОУ»- пособие включает инновационный проект, план его реализации, консультации, семинары, практикумы, педагогические часы для педагогов по теме экспериментальной работы; диагностики

    — «Диагностика развития исследовательской деятельности старших дошкольников» — в пособии опубликованы тесты, анкеты для педагогов и родителей, методики анализа предметно-пространственной среды по определению соответствия развивающей среды критериям исследовательской деятельности, практические ситуации, диагностики сферы интересов к предметам в экспериментальной деятельности и др.

    — «Игры, упражнения, ситуационные задачи, направленные на развитие поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников» — в пособии используются известные и авторские материалы.

    — «Развивающая предметно-пространственная развивающая среда, направленная на развитие познавательной, поисково-исследовательской деятельности дошкольников» (Из опыта работы детского сада) – в пособии
    представлены фото центров, мини-лабораторий, центров моделирования с модулями и техническими игрушками в группах и консультационном центре, включающие материалы, инвентарь, оборудование, предметно-схематические модели, мнемотаблицы, обеспечивающие игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей.

    — «Программа развития способностей детей в поисково-исследовательской деятельности».

    — «Опыты и эксперименты в ДОУ» (практические материалы).

    -«Проекты поисково-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте».

     


     

     

  11. Организация сетевого взаимодействия.

    МБДОУ детский сад № 12 взаимодействцет с дошколными образователными учреждениями Тимашевского района, СОШ№ 19. Материалы инновационной работы размещены на сайте ДОУ и ЦРО.

     

    1. Апробация и дессименация результатов деятельности.

    В марте 2017г. на базе МБДОУ д/с № 12 проведено районное методическое объединение по теме «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в ДОУ и семье», 25 января – мастер-класс для педагогов ДОУ района по реализации инновационного проекта.

    Теоретические и практические материалы инновационной работы размещены на сайте ДОУ.


     

Комментарии закрыты.