Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Реализация образовательных стандартов ФГОС ДО в МБДОУ д/с№ 12

 ФГОС ДО ставит перед дошкольными работниками задачи
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка; формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, формирования предпосылок учебной деятельности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей. Эти задачи реализуются в пяти направлениях- образовательных областях: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.


Работу по введению ФГОС ДО педагоги МБДОУ д/с № 12 начали с изменения предметно-развивающей среды, в основу построения которой
положен системный подход, требующий целостности, иерархичности строения, структуризации.

В группах оборпудованы и функционируют центры «Знайка».ю «Мастерилка», «Игралочка», уголки книги и ИЗО, музыки и театра, «Юный исследователь», центры физического развития. Проектирование модели осуществляется в три этапа.

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы


Основными задачами создания условий для полноценного развития дошкольников является: создавать атмосферу эмоционального комфорта; создавать условия для физического развития; создавать условия для творческого самовыражения; создавать условия для проявления познавательной активности детей; создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки; создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Содержательный компонент отражает образовательные области, выделенные в соответствии с требованиями ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Нами определены зоны (уголки) предметно-развивающей среды соответствующие возрасту дошкольников: младший, средний, старший. Отбор материалов для каждой зоны зависит от того, какие происходят изменения целей по образовательным областям, первичная апробация и анализ модели потребовали конкретизации целей создания развивающей среды по возрастным группам.

Построение образовательного процесса осуществляется на основе комплексно-тематического планирования и принципов интеграции, возрастной адресности, чтобы жизнь детей была интересной и мотивированной.Решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов .


Образовательный процесс в ДОУ строится на основе основной общеобразовательной программы, направленной на реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников). Занятия – сказки, занятия — исследования, уроки доброты, дни музыки и театра, недели вежливости – новые направления в реализации ФГОС ДО.


Организация самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Партнерская деятельность взрослого с детьми строится на основе органично связанных, в образовательном процессе отчетливо дифференцированных видов деятельности. Партнерская деятельность взрослого с детьми строится на основе органично связанных, в образовательном процессе отчетливо дифференцированных видов деятельности. Это совместные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, мини-конкурсы, соревнования по шашкам, шахматам, решение проблемных ситуаций.


Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Это игры в парах, создание детьми мини-спектаклей, концертов.

. Изменения в планировании содержания работы включает совокупность областей: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое. Увеличивается объем совместной деятельности детей и взрослых. Учебный блок заменяется на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей; интеграция деятельности планирование осуществляется по «событийному» принципу: на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч.


Изменились и направления деятельности с семьей. Формы взаимодействия-информационно- аналитическое, психолого- педагогическое просвещение, наглядно- информационные, совместная деятельность детей и родителей. школы для родителей и детско-родительские клубы. Сегодня в ДОУ работают два клуба: детско-родительский клуб «На Кубани мы живем» и клуб «Семья – компетентные родители». Имеются план-программы их работы.


Педагоги строят модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день следующим образом. Линии развития ребенка- 1-ая половина дня: физическое развитие и оздоровление. Приём детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта). Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны). Физкультминутки. Физкультурные занятия. Прогулка в двигательной активности. Социально- личностное развитие — Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работ. Формирование навыков культуры поведении и культуры общения. Этика быта, трудовые поручения, ролевые игры .Индивидуальная работа. Игры с ряжением. Работа в книжном уголке. Познавательно- речевое развитии. НОД по образовательным областям. Дидактические игры. Наблюдения. Беседы. Экскурсии по участку. Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. Игры. Досуги. Индивидуальная работа. Экскурсии в природу (на участке).


Линии развития ребенка- 2-ая половина дня: гимнастика после сна. Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне). Физкультурные досуги, игры и развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений).


Социально- личностное развитие — Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работ. Формирование навыков культуры поведении и культуры общения. Этика быта, трудовые поручения. -ролевые игры .Индивидуальная работа. Игры с ряжением. Работа в книжном уголке. Художественно- эстетическое развитие. НОД ОО по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности. Деятельность по желанию. Музыкально- художественные досуги .Индивидуальная работа.



Мы предполагаем следующую результативность образовательного процесса: способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.); Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

На решение задач ФГОС ДО положительное влияние оказывает инновационная работа. В ДОУ реализуется инновационный проект «Экономическое образование дошкольников». Выстроена система применения сказок экономического содержания, позволяющая вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующая формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности. Создана план-программа работы со сказкой экономического содержания. Мы использовали сказки экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ на занятиях (математика, развитие речи, экология и др.), в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

Кроме того, мы создали цикл авторских сказок.  Организуя работу по данному направлению, опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую, продуктивную, театрализованную.По сюжетам проблемные ситуации, разрешение которых способствует развитию внимания, мышления, памяти, других психических процессов дошкольников.

ФГОСДО поставил перед педагогами ДОУ ряд проблем: как сделать познавательный процесс увлекательным для детей, как отразить в игре определенные действия, события из жизни и деятельности окружающих людей, как создать игровую позицию, в которой ребенок сможет отождествлять себя каким-либо персонажем сюжета и сможет действовать в соответствии с представлениями о данном персонаже? На эти и другие вопросы сегодня трудно найти ответ в методической литературе в соответствии с ФГОС ДО, которой практически нет. Педагоги ДОУ № 12 широко используют игры с макетами, которые востребованы дошкольниками и способствуют разностороннему их развитию и подготовке к школе. Воспитателем Жилиховской И.Б. разработаны макеты- модели, макеты-карты, ландшафтные макеты и пр, примеры их использования в работе с детьми.


Новизна данного материала состоит в разработке сюжетов, в которых соединяются реальные и сказочные фантастические события, дается их описание и методические рекомендации по организации работы с детьми, делается вывод о том, что использование приема макетирования в работе с детьми позволяет решать задачи всех образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Учитывая , что ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии разрешается пересматривать и переводить с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Педагоги ДОУ№ 12 под руководством старшего воспитателя Газизовой О.Н. на практике осуществляют игровой и разносторонний подход к воспитанию и развитию дошкольников, используют активные методы педагогического взаимодействия, более индивидуализированные и нацеленные на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Обобщен опыт работы по теме «Познаем, исследуем, творим», в которой описана работа по развитию математических и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста , которые являются одними из главных показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению в соответствии с ФГОС.

Разработан проект, новизной которого является создание математических задач, творческих заданий и авторских сказок экономического содержания, создание мини — проекта «Деньги» с использованием элементов ТРИЗ на примере игры «Музей». Мероприятия по реализации проекта включают изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы, педагогического опыта и законодательной документации по обучению дошкольников математике и экономике; изучение  мнения родителей по данной проблеме через их анкетирование; цикл консультаций , практикумов, деловых игр с педагогами и родителями; обогащение предметно-пространственной среды  по обучению математике и экономике (подбор, изготовление   атрибутов для игр в «Магазин», «Банк», «Сберкассу»); непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению со сказками экономического содержания и создание авторских сказок с детьми. Учитывая то, что ФГОС ДО не предполагает оценку уровня знаний и умений детей, педагоги ДОУ разработали игровые диагностические задания, которые интересны детям и позволяют воспитателю определить уровень развития экономического мышления дошкольников.

Мы убеждены, что данная работа способствует повышению качества дошкольного образования на современном этапе.

Комментарии закрыты.