Консультация «Как организовать День здоровья в группе»
В системе массовых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит дням здоровья. Проводят их один раз в месяц, лучше в последнюю пятницу месяца в течение года.
Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.
На днях здоровья дети приобретают опыт активного отдыха.
Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями.
В дни здоровья режим дня насыщается активной деятельностью детей с учётом особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности, должно быть увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи, с чем отменяются все занятия.
В планировании, организации и проведение дня здоровья принимают активное участие не только воспитатели, но и медицинский работник, инструктор по физической культуре и другие «узкие» специалисты ДОУ.
Дни здоровья должны иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе
- «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
- «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
- «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
- «Здоровое питание»;
- «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;
- «Нет» — вредным привычкам»;
- «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
- «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
- «Природа и здоровье» и т.д.
Начинается день здоровья утренним приёмом детей, который может вести определённый игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия. Можно предложить детям и родителям (в утренние или вечерние часы) различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, ситуации-провокации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.
Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. Это может быть:
- зарядка бодрости,
- эмоционально-стимулирующей гимнастика,
- аэробика,
- гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.
На такую гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей, работников детского сада.
Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников
-сюжетно-ролевые игры;
-подвижные игры и упражнения на воздухе;
-путешествия-прогулки;
-простейшие туристические походы;
-уроки здоровья;
-динамические и оздоровительные паузы;
-спортивные праздники;
-пешие походы;
-спортивные конкурсы и викторины;
-забавы и развлечения;
-физкультурные досуги;
-решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
-народные и спортивные игры;
-упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
-солнечные и воздушные ванны;
-эстафеты и др.
Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.
Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.
Наиболее эффективны дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера(для старших дошкольников), всевозможные викторины и детские концерты (для детей младшего возраста).
Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др.
В блоке «Взаимодействие с родителями» должны быть отражены разнообразные формы работы в рамках обозначенной темы дня здоровья:
- оригинальная информация в родительских уголках,
- памятки,
- консультации,
- домашние задания и т.д.,
Все это помогает педагогам ДОУ активизировать родителей для участия в днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей.
Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.
Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.
Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально — психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Список используемых источников
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. — М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4
- Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 — 199
- Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
- Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. — Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
- Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! — Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
- Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с
- Шумилова В.А. Спортивно — развлекательные праздники в детском саду. — Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с