Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

«Маме о колыбельной»

Колыбельные песни — удивительный дар прошлого. Созданные в веках они передавались из поколения в поколение, дошли и до нашего времени… Однако, современные мамы в большинстве своем не поют колыбельных. Одни считают, что колыбельные не нужны, пусть привыкают к современным ритмам, другие их просто не знают. Обе точки зрения ошибочны и пагубны, потому, что материнская песня несет ребенку здоровье и спокойствие.

Современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки , как никогда. Между тем многие мамы, по их признанию, не отличаются эмоциональностью, не умеют проявлять свою любовь к ребенку, ласкать его, ссылаясь на занятость. Искусство пестования малютки им не знакомо. Этим искусством в совершенстве владели наши прабабушки. Оно не утрачено потому, что нашло отражение в фольклоре для маленьких, русском поэтическом слове.

Впервые соприкасаясь с лиричностью и красотой колыбельной песни, дитя начинает приобщаться к миру прекрасного, реагируя всем своим существом на ласку , любовь , доброту и нежность матери. И в этом смысле можно сказать, что поэтический фольклор для маленьких- школа материнства, неисчерпаемый источник эмоционального и художественного воздействия на ребенка.

Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).

Колыбельные песни несут свет и добро, в народной педагогике они рассматриваются как обереги. Настоящим заговором звучит горячая мольба матери избавить родное дитя:


«От всех скорбей,

От всех напастей;

От лома — ломища,

От крови – кровища,

От зло- человека –

Супостателя.»

В колыбельных песнях выразилось стремление повернуть к ребенку только светлую сторону жизни. Смотря в будущее мать ожидала благополучия для своего младенца, желая ему «золоты кольца носить» и т. д. Грядущие годы представлялись цепью жизненных удач, но главное — научить ребенка трудиться:

«Будем рано разбужать,

На работу посылать,

На работу на таку

Да на веселую страду».

И хотя мать знала, что вряд ли ребенку предстоит носить «золоты кольца», да «парчовы шубы», она верила, что колыбельная песня, материнская мольба принесет ему счастье. Тут и обращение к Богородице и упование на Божью милость, покровительство ангела-хранителя, и страстное желание самой

стоять на защите здоровья ребенка.

Колыбельная песня отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком, заботой о его благополучии и здоровье. В ряде старинных колыбельных кот выступал хранителем детской колыбели. И не случайно, существовал обряд класть кота в колыбель, прежде чем положить туда ребенка. С течением времени обряд забыли, но кот остался персонажем колыбельных песен:

«Уж я Ванюшку качала,

Уж я котику кричала:

— Приди котик ночевать

Мово Ваню покачать-

Уж я серому коту

За работу заплачу:

Дам я мяса кусок,

Молока тусок.

Бай да бай,

Ты, Ванюша, засыпай!»

В колыбельных песнях часто поется о гулях-голубях, которые прилетают к колыбели, мирно воркуют, убаюкивают дитя:

«Ой, люшеньки-люли,

Прилетели гули.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стал мой мальчик засыпать»

Целительный сон, нисходящий на малыша, олицетворялся , как живое существо:

«Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке»

Сон и Дрема призываются к ребенку. Сказанное позволяет обратить внимание на поэтичность, образность, художественность колыбельных песен.

Педагогическая ценность колыбельных не утратилась в веках. Они так же значимы и благодатны для современного младенца, как и много веков назад. Хотелось, чтобы это осознали современные родители.

Как же петь колыбельные? Существует ли какая-либо методика их преподнесения ребенку? Прекрасно, если колыбельная поется ребенку, лежащему в кроватке. Но дитя можно укачивать и на руках с левой стороны, где можно услышать стук сердца матери. Этот звук для ребенка самый родной.

Ведь находясь в утробе матери, первое, что он услышал- это стук ее сердца. Стук менялся в зависимости от того, что испытывала мать. Известно, что в спокойном состоянии пульс взрослого человека примерно 60 ударов в минуту. Именно с такой частотой покачиваний дитя наиболее комфортно себя чувствует на руках у матери. Желательно в таком же темпе петь колыбельную, ритмично, плавно покачивая малыша. Недопустимо беспорядочно трясти ребенка на руках или в коляске, так как это вредно отражается на его нервной системе и состоянии вестибулярного аппарата.

При пении колыбельной мама может легонько, в такт поглаживать малыша по спинке, как бы дополнительно подтверждая свое присутствие и защиту. Вспомним, какую роль отводили наши прабабушки песне. Где говорилось о богатстве, здоровье, прекрасном будущем ребенка. Думая о ребенке доброе, светлое, современная мама тоже прогнозирует, «материализует» будущее.

Каждая мать может творить, как говориться, от чистого сердца свою колыбельную песню, песню своего сердца. Какое это счастье, подарить своему ребенку колыбельную!

Замечательный режиссер, знаток детской души Ролан Быков писал: «Колыбельная песня входит в кодовую систему прикосновений, всего того, что называется «системой досознания», закладывающего основу будущей морали, будущей доброты. Ребенок рождается с жаждой милосердия, он беспомощен. Необходимость помощи настолько очевидна и естественна для младенца, что он все время побуждает к воспроизводству милосердия. Именно в этот момент ласковое слово и такая емкая структура, как песня, т. е. голос, мотив, мелодия с ее содержанием — акт милосердия. Все это устанавливает связь, которая, с моей точки зрения, более прочна, чем кровная. Это связь вкуса, связь привязанности в ощущении прекрасного, в конкретном ощущении жизни».

Комментарии закрыты.