Закаливание детей во второй младшей группе
Принципы организации закаливающих процедур.
1.Осуществлять закаливание в то время, когда ребенок практически здоров.
2.Интенсивность специальных закаливающих процедур увеличивать постепенно.
- Систематичность и последовательность при проведении закаливания.
4.Спокойное и радостное настроение ребенка во время проведения закаливающих процедур.
5.Сочетать закаливания с физкультурными упражнениями, активной деятельностью.
- Гибкий режим закаливанияв зависимости от сезона года, температуры воздуха в помещении, эпидемиологической обстановки в группе.
7.Обеспечение санитарно-гигиенических условий при проведении закаливающих процедур.
Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к условиям внешней среды вырабатывается повторением упражнений или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постоянного повышения его дозировки.
Элементы повседневного закаливания.
- Воздушно-температурный режим — от +22°до +18° (обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды)
- Сквозное проветривание — проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа
- Утренняя гимнастика — ежедневно
- Воздушные ванны — температура +20° — +22°
- Прогулка — до -15° (обувь и одежда соответствуют метеорологическим условиям)
- Дневной сон (в теплое время при открытых окнах, без маек)
- Физические упражнения, подвижные игры на улице — ежедневно
- Упражнения на дыхание, пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушение осанки (в гимнастиках, физ. паузах, физкультурных занятиях, в повседневной деятельности).В теплое время года проводятся на свежем воздухе.
- Гигиенические процедуры — ежедневно в течении всего режима дня.
Организация закаливающих процедур.
Весна.
- Воздушные ванны — ходьба в трусиках и маечках;
- Прогулка два раза в день;
3 Босохождение по профилактическим дорожкам;
- Дыхательная гимнастика;
- Утренняя гимнастика;
- Гимнастика после сна;
- Умывание прохладной водой лица и рук до локтя;
- Пальчиковая гимнастика;
- Самомассаж.
Практический материал.
Утренняя гимнастика.
- «Медвежата делают зарядку».
- Часть. Вводная.
- Ходьба «Идём по полю»— ходьба на носочках, руки вверх — «Растёт высокая трава!»;
- Бег обычный — «Мы спешим»;
- Ходьба, дыхательное упражнение — «Дуем на одуванчик».
- Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений.
- «Поймай бабочку»
Исходное положение — ноги вместе, руки к плечам.
Поднять руки вверх через стороны, «хлопок — и. п. опустить руки через стороны (выполнить 5 раз).
- «Мишки ищут шишки»
Исходное положение — ноги вместе, руки к плечам:
Наклон вперёд, руками коснуться пола — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Где мёд?»
Исходное положение — ноги слегка расставлены, руки вниз; та Наклоны вправо и влево (выполнять по три раза в каждую сторону).
- «Мишки на велосипедах»
Исходное положение — лёжа на спине, руки вдоль туловища;
Поднять ноги, согнуть в коленях, вращательные движения ногами — и. п. (повторить 5 раз).
- «Мишки топают, зайки прыгают»
Исходное положение — ноги вместе, руки вниз;
Ходьба на месте в сочетании с поскоками — и. п. (по 8 раз).
III. Часть. Заключительная.
- Ходьба с перепрыгиванием «через пенёчки»;
- Бег обычный в медленном темпе;
- Ходьба. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик».
- Комплекс с мячами
- Часть. Вводная.
- Ходьба обычная — идём по «мостику»(на носочках, руки в стороны);
- Бег обычный — «Надо спешить»;
- Ходьба. Дыхательное упражнение — «Дуем на одуванчик».
- Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом.
- «Подними мяч»
Исходное положение — ноги слегка расставлены, мяч внизу в обеих руках;
Поднять мяч вверх, опустить вниз — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Положи мяч»
Исходное положение — сидя, ноги в стороны, руки с мячом внизу; то Наклониться вперёд, положить мяч между ног, выпрямиться, опустить руки, наклониться, взять мяч, выпрямиться — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Приседания»
Исходное положение — ноги слегка расставлены, руки с мячом внизу;
Присесть, положить мяч на пол между ног, выпрямиться, присесть, взять мяч, встать — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Мой весёлый мяч!»
Исходное положение — ноги вместе, руки внизу, мяч на полу; Поскоки на месте на двух ногах около мяча (20 секунд).
III. Часть. Заключительная.
- Ходьба обычная;
- Бег обычный;
- «На лугу».
- Часть. Вводная.
- Ходьба «Идём на лужок»(на носочках, руки вверх — «Растёт высокая трава»):
- Бег обычный — «Надо спешить»;
- Ходьба. Дыхательное упражнение — «Дуем на одуванчик».
- Часть. Комплекс общеразвивающих упражнений с мячом.
- «Собираем большой букет»
Исходное положение — ноги вместе, руки вниз;
Развести руками в стороны — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Где ромашки?»
Исходное положение — ноги вместе, руки на поясе;
Повороты туловища вправо и влево — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Сорвём цветы»
Исходное положение — ноги вместе, руки вниз;
Наклониться вперёд, руками достать пол — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Бабочки сели на цветок»
Исходное положение — ноги вместе, руки внизу;
Присесть, разводя руки в стороны — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Жуки в травке»
Исходное положение — лёжа на спине, ноги согнуть в коленях;
Поочерёдно сгибать, разгибать колени и локти — и. п. (выполнить 5 раз).
- «Мы радуемся»
Исходное положение — стоя, руки на поясе;
Поскоки на двух ногах на месте — и. п. (повторить 8 раз).
III. Часть. Заключительная.
- Возвращение домой — «ходьба по мостику»;
Бег обычный;
Ходьба. Дыхательное упражнение «Дуем на одуванчик».
Гимнастика после сна
- В гостях у солнышка»
(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)
Дети встают на коврик рядом с с кроваткой
- «Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный. Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой.
- «Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.
Указание: при повороте руками не помогать.
- «Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлсп- ,ть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;
темп быстрый.
Указание: ноги в коленях не сгибать.
- «Отдыхаем на солнышке И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный.
(переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)
- Мишка»
- Разминка в постели. Самомассаж.
Повороты головы, вправо, влево.
Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
Разведение и сгибание рук.
- «Мишка»— руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу. Мишка косолапый по лесу идёт
Шишки собирает и в карман кладёт Вдруг упала шишка Прямо мишке в лоб Мишка рассердился и ногою топ Больше я не буду шишки собирать Сяду на машину и поеду спать.
- «Лягушка»присесть, прыгнуть вперед, встать.
- «Петушок»— шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову — Ку — ка — ре — ку.
На болоте нет дорог,
Я по кочкам скок да скок.
- «Потягивание»
И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх,
пяточками двух ног вперед;
и. п. — выдох
(4-6 раз)
- «Поймай комарика»
И. П. — лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой вернуться в и. п.
(4-6 раз)
- «Велосипед»
И. П. лёжа на спине (10 -12 секунд)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед.
- «Пингвин»— семенить мелкими шажками, чуть — чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища
III. «Зайчик» — руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.
- «Дудочка»— сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п -ф — ф — ф»
(4 раза)
3.«Потягивание»
Самомассаж
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами — большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
отянули.
потянули.
(несильно потянуть вверх)
(несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз) Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)