Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Цели:
коррекционно-образовательные:
— обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
— учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
коррекционно-развивающие:
— уточнять знания детей о зимующих птицах;
— развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.
Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает логопед).
Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И.С. Соколова-Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра «Узнай по описанию»
— Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) — воробей.
— Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.
— Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) — снегирь.
— Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) — сорока.
— Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.
— Черная, с мощным клювом, глянцевыми перья ми, каркает — ворона.
При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.
- Объявление темы.
Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.
- Составление рассказа.
Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».
— Почему дети решили сделать кормушку?
— Что им для этого понадобилось?
— Где дети повесили кормушку?
— Кто с радостью прилетал к кормушке?
— Как нужно заботиться о птицах зимой?
Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.
Логопед просит придумать имена детям.
- Физкультминутка.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки —
Серебристые снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью снеговою.
На снегу-то, посмотри, —
С красной грудкой снегири.
- Рассказы детей.
Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.
Примерный рассказ, составленный детьми
Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.
- Игра «Сосчитай птиц и кормушки».
Выставляется кормушка, изготовленная детьми.
Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.
- Итог занятия.
— О чем составляли рассказ?
— Как называют птиц, которые остаются зимовать?
— Как можно помочь птицам зимой?
После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.