Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Игры с правилами, игры-забавы, народные игры в физическом развитии дошкольников

Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни. В этих играх отражались веками складывающиеся отношения между людьми и миром природы, что определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть богатейший материал, который с незапамятных времен использовался в народной педагогике, т. е. фольклор.  

 Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.

 В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Я использую в работе с детьми  игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов». Шутки и юмор характерны для этих игр.

Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер – отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач.

Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил, ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гибкость мышления.

Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат верности и взаимопомощи. Вспомните, например, известную игру-забаву «Мальчик-пальчик». Игры- забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определенных движений (бег, прыжки, метание), так они могут оказать помощь в физическом воспитании в укреплении здоровья. Вот, например:   Еду, еду, к бабе, деду  — (топают ногами)

На лошадке в красной шапке!

По ровной дорожке – (скачут на одной ноге)

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо

А потом вдруг… в ямку — бух! – (приседают).

Игры-забавы использую  для развития детского творчества. Например, игра «Солнечные зайчики», читая потешку

Солнечные зайчики, солнечные зайчики,

Скачут по стене.

Поманю их пальчиком

Пусть бегут ко мне.

Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков и фантазируют, на кого они похожи, что делают и т.д.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. 

  Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

 Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках — расстояние до города от кона или полукона, в лапте — количество игроков, длина и ширина площадки, в салках — условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в «Лапте» — размеры биты, мяча, в «Жмурках» — размеры повязки, в «Чижике» — размеры чижика, биты или кона и т.д.).

При отборе игр выделяю следующие критерии, позволяющие наиболее полно раскрыть их потенциальные возможности для развития детей:

  1. Возраст детей (от самых маленьких, которым предназначены простые потешки, сопровождающие простыми движениями, как правило, вместе со взрослыми, до старших дошкольников, предпочитающих игры со сложными действиями, например: «Горелки», «Цапки»);
  2. Число занятых в играх детей (от одного ребенка до целой группы детей, например: «Красная шапочка», «Перелизы»);
  3. Сезонность (игры-забавы хорошо организовывать именно в то время года, о котором в них говорится).
  4. Используемый материал (словесный в сочетании с движениями, игрушки, такие как юла, каталка, свистулька).
  5. Сюжет (бытовой, спортивный, праздничный).

При планировании стараюсь  опираться на классификацию русских народных подвижных игр.

По характеру использования фольклорного подкрепления:

  • Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества) чаще планирую утром и на прогулке.
  • Народные игры без речевого сопровождения – на прогулке.

По способу распределения на роль:

  • Игры с выбором водящего при помощи считалок – в любое время дня.
  • Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок – на прогулке.

С преимущественным проявлением двигательных качеств: — на прогулке и вечернее время на улице.

      * Игры на развитие ловкости и точности движений.

  • Игры на развитие быстроты реакции.
  • Игры на развитие меткости глазомера.
  • Игры на развитие ритмичности и пластики движений.
  • Игры на ориентировку в пространстве.

С преимущественным проявлением психических качеств – в ходе ОД,

  • Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания
  • Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти.
  • Игры на развитие творческого воображения.
  • Игры на развитие наглядно-образного мышления.
  • Игры на развитие связанной речи.

классификация (условно) русских народных подвижных игр:

 1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д.

2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. «Быт русского народа», в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. » Горшки», «Башмачник», «Лапти», «Поясок», «Кузнецы» и т.д.

         3.  Игры, отражающие   игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Горелки», «Жмурки», «Опоясье», «Яша», «Ловишка», «Растяпа», «Краски» и др. Эти игры способствовали укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.

          4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Взятие снежной крепости», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Варёная репка», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры очень нравились детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий мог проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.

Использование  таких игр  помогло нам   развить   психофизические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу, координацию движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

   Народные игры способствовали также  приобщению детей не только к игровой практике народа, но и к народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Комментарии закрыты.