Конспект основной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Учимся готовить»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Задачи:
—Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности, конкретно о профессиях, связанных с питанием ( повар, кулинар, кондитер), о предприятиях , относящихся к пищевой промышленности;
-создавать условия для формирования целостного взгляда на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость
— создать условия для работы с тестом, формирования способности месить его, скатывать в шарики
-развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;
-воспитывать интерес к разным профессиям, в том числе к профессиям, связанным с питанием, аккуратность в соблюдении санитарных норм при приготовлении пищи техники безопасности при работе с электроприборами.
Материал: картинки с фото рецептов блюд, современные электроприборы: мясорубка, блендер, тестомешалка, миксер, овощерезка; фартуки, шапочки, косынки для детей, мука, яйца, соль, сода. Полуфабрикаты в упаковках: пельмени, вареники, котлеты, блины.
Предшествующая работа: экскурсия в столовую, в магазин, на пищеблок детского сада, просмотр видеопрезентаций о работе повара кондитера, рассматривание книг и иллюстраций о вкусной и здоровой пище, беседы с детьми о полезных и вредных продуктах.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Воспитатель подходит к детям.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на то, что у нас произошли изменения в группе?
Дети: В группе появились незнакомые предметы.
Воспитатель: А вам хочется узнать, для чего предназначены эти предметы?
Дети: Эти предметы для приготовления пищи.
— У нас дома есть электромясорубка. Мама с ее помощью делает фарш для котлет.
— А это блендер. Мы каждое утро с его помощью делаем яблочный сок и пюре из картофеля.
Воспитатель:Здорово! Молодцы! Все вы знаете.
-Что еще вы увидели?
Дети: А еще продукты: мука, яйца, соль.
Воспитатель: Зачем нам это все может сегодня понадобиться?
Дети: Наверное, мы будем сегодня готовить.
-А может мы приготовим обед для кукол?
-Может мы сегодня будем играть в столовую?
-А может вы нам сегодня будете рассказывать о том, как нужно готовить обеды?
Воспитатель: Отлично! Сколько разных вариантов?!
На все ваши предположения мы сегодня постараемся найти ответ.
-Давайте вспомним, кого вы видели в столовой, на пищеблоке, расскажите о людях, которых вы там видели и о том, чем они занимаются. А помогут вам это сделать картинки.
Оля: На моей картинке фото повара. Повар-это человек, профессия которого — приготовление пищи. Готовит он супы, борщи, котлеты. Готовит он по рецептам.
Наташа: На моей картинке книга рецептов , по которым повар готовит. Если рецепты не соблюдать, можно пищу пересолить или переперчить.
Саша: А у меня на картинке повар на заводе. Он делает печенье. Его профессия – кондитер.
-А у меня повар на корабле. Его называют кок. Он готовит еду для команды корабля.
Воспитатель: Вы просто молодцы, так четко, правильно описали свои картинки.
-Ребята, а это тестомешалка. С ее помощью легко замесить тесто.
А вот бабушки и прабабушки тесто месили вручную, яйца взбивали вилкой. Но от этого блюда получались ничуть не хуже, чем сейчас. Ведь во время готовки хозяюшки вкладывали душу, пели песни и рассказывали прибаутки.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Воспитатель: Хотите попробовать сами замесить тесто? Но сначала давайте вспомним, какие санитарные нормы нужно соблюдать при приготовлении пищи?
Дети: Нужно надеть халат или передник, шапочку или косынку, вымыть с мылом руки.
Воспитатель: Прекрасно, сделайте это.
-Берите все необходимое для работы.
Дети надевают передники, шапочки, косынки, самостоятельно готовят чашки , доски для лепки, муку, набирают в стаканы воду и пр.
Воспитатель: С чего будете начинать работу?
Дети: Нужно насыпать в чашку муку, положить соль, воду или молоко, яйцо и замесить.
-Нет, сначала надо развести в воде соль и яйцо.
Воспитатель: А зачем нам нужна сода?
-Сода разрыхляет муку и тесто становится легким, воздушным.
Воспитатель: Сегодня вы делаете тесто на воде для вареников. Оно не должно быть рыхлым. Поэтому соду не кладем.
Дети самостоятельно месят и катают тесто
Во время работы детей, воспитатель ведет разговор:
— Слово повар произошло от восточнославянского «вар», означавшего кипящую воду и жар. С профессией повара связана жизнь любой хозяйки. Поэтому все девочки уже с детства учатся готовить. Процесс приготовления пищи требует не только знаний и рецептов, но и умений вымешивать тесто, нарезать овощи, добавлять специи.
-Саша, почему у тебя тесто получилось твердое?
-Наверное, я мало налил воды.
-Оля, а что случилось с твоим тестом? Почему оно плывет по доске?
— Оно у меня жидкое, я добавлю муку.
— Ребята, вы видите, как трудно руками месить тесто. А если его много? Еще труднее. Как облегчить эту работу?
Дети: Можно попробовать замесить тестомешалкой.
Воспитатель: Садитесь поудобнее и подальше от тестомешалки, а я вам покажу, как в ней можно замесить тесто. Кладу муку, наливаю воду, посолю и включаю. Вот как быстро все произошло. (Выключаю).
-Попробуйте на ощупь полученное тесто. Что вы можете сказать о нем?
Дети: Тесто мягкое, светлое, похожее на пластилин.
Воспитатель: Прекрасно. Тесто постоит, и мы с вами сделаем из него вареники. Вымойте руки. Я предлагаю поиграть в игру «Кулинарный поединок». Хотите? Вы вспоминаете названия блюд из теста, за каждое блюдо получаете звездочку.
Дети: Пирожки, вареники, творожники, ватрушки, пироги, кулебяки, чебуреки…
Воспитатель: Молодцы, все звездочки у меня забрали, значит, правильно называли блюда. А мы продолжаем разговор.
–Ребята, а что означат фраза «соблюдение техники безопасности»? Какое отношение она имеет к нашему разговору?
Дети: Техника безопасности — это осторожное обращение с приборами, острыми предметами. Нужно осторожно обращаться с электроприборами, не оставлять их включенными.
Воспитатель: Посмотрите, что еще вы видите на столе?
-Блины, пельмени, вареники, замороженные и упакованные.
Вспитатель: Как одним словом можно назвать эти продукты?
-Это полуфабрикаты.
Воспитатель: Да, это полуфабрикаты. Полуфабрикаты изготавливают на пищевом производстве. Конечно, это экономит время, но питаться постоянно полуфабрикатами нежелательно. Иногда можно устроить вечер приготовления блюд всей семьей. Попробуйте, предложите маме это с делать.
— Мы сегодня говорим о еде и учимся готовить. Хотите, отправимся еще на экскурсию ?
Предлагается видеоролик «Чем мы питаемся», в котором, рассказывается о предприятиях России, относящихся к пищевой промышленности. Дети знакомятся с работой хлебозавода, мясокомбината, рыбного завода, молокозавода.
Воспитатель по ходу просмотра ведет рассказ: Есть среди продуктов на заводах макаронные изделия, консервированные овощи и фрукты, мука, соки, без которых отдельные блюда будут невкусные. Поэтому пищевая промышленность является одной из самых основных.
-Ребята, для работы на предприятиях любой категории пищевой промышленности всегда нужны специалисты, рабочие, любящие свою профессию и понимающие, что от их труда зависит здоровье людей.
— Еще предлагаю поиграть в профессии, хотите? Игра называется «Профессии и продукты». Возьмите картинки и карандашом проведите героев к любимым лакомствам, разгадав профессию того, кто готовит эти продукты.
-Ребята, а хотите узнать, как готовили самый древний суп? Он был сварен из бегемота. Это происходило приблизительно 6 тыс. лет назад. А первое мороженное появилось 120 лет назад, совсем случайно. 11 летний ребенок Фрэнк в Сан Франциско смешал воду, сок, соду и забыл стакан зимой во дворе. Ночью был сильный мороз, проснувшись, он обнаружил, что смесь затвердела и получилось вкусное лакомство.
— Ребята, и вас сегодня ожидает сюрприз.
Эту коробку нам прислали работники молокозавода. Открывай, Саша, коробку. Что в ней?
Саша: В коробке молоко, какао, масло, сахар, яйцо и схема. Для чего, как вы думаете?
-Наверное, по схеме можно что-то приготовить?
Воспитатель: Давайте попробуем. Смотрите н схему. Что делаем вначале?
Дети: В молоко добавляем яйцо сахар, масло какао. Все взбиваем миксером .
Дети самостоятельно в емкость кладут продукты, а воспитатель взбивает их миксером. А дальше что? Причем здесь холодильник на схеме ?
Дети: Наверное, все это надо заморозить?
Воспитатель: И что может получиться?
Дети: Может получиться мороженное?
-Прекрасная мысль. Отнеси, Наташа¸ на кухню, попроси поставить наше изделие в морозильную камеру, а вечером мы посмотрим, что получилось.
Согласны?
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности .
Ребята, я довольна сегодняшним разговором и вами. Спасибо за ваши высказывания, за вашу работу. А что понравилось вам?
-Понравилось, как мы месили тесто.
Понравились то, что мы узнали много о работе поваров, кулинаров, кондитеров.
-А мне понравился фильм о работе заводов. Очень интересно.
А теперь можно поиграть, а вечером мы посмотрим, что у нас получилось от эксперимента и слепим вареники из теста, которое мы замесили.