Конспект ООД в старшей группе по теме: «Лавовая лампа» (опыты и эксперименты)
Цель: Вызвать интерес к исследованиям и опытам.
Программные задачи:
Образовательные:
— Закрепить умения составлять и работать с алгоритмами;
— Вызвать познавательный интерес;
— Познакомить со свойствами растительного масла и воды;
Развивающие:
— развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
— формирование основ безопасного поведения в быту.
Воспитательные:
— воспитывать развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-воспитывать нравственные качества.
-воспитывать интерес к делу которым та занимаешся.
-доводить начатое дело до конца
Форма организации-групповая
Методы и приемы–поощрение, использование художественного слова
Технология— ИКТ, здорово сберегающая, технология деятельного подхода;
Материал:
— конверты; 3 фотографии основных ингредиентов, презентация о свойствах воды, красителя и масла растительного.
Ингредиенты: вода, краситель, подсолнечное масло, шипучая таблетка (витамин С, колба).
Предполагаемый результат-100% заинтересованность детей в деятельности, позитивное настроение, овладеть умением проводить опыт под присмотром взрослого.
Ход эксперимента:
1Водная часть:
Воспитатель сообщает, что утром, когда детей ещё не было, приходил профессор Чудаков. Он просил передать посылку детям. В посылке – все необходимое для опыта колба, масло, шипучие таблетки, а также конверты в которых разрезанные фото ингредиентов для опыта, карточки с загадками.
(Мотивация)
Дидактическая игра:
Каждый ребёнок получает конверт, в котором находится разрезанная фотография ингредиента для опыта. Дети должны сложить правильно эту фотографию и назвать ингредиент, изображённое на фото. Побеждает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
(Проблемная ситуация)
Загадываем загадки и смотрим фото-слайды с их изображением :
В морях и реках обитает,
Но часто в облаках витает.
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Ответ детей:(Вода).
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня.
Ответ детей: (подсолнечное масло)
Разговариваем про свойства подсолнечного масла, какое оно бывает.
Руки красные и рот,
Разноцветный я, как в сказке.
Не лентяй, не обормот, —
Просто постарались…
Ответ детей: (краски)
2.Актуализация знаний и умений:
Разговариваем о свойствах воды и красителя его видах.
Воспитатель задает детям вопрос «Что будет, если налить масло в сок?». Ответы детей.
(Решение проблемы открытия нового знания)
Воспитатель предлагает провести эксперимент и узнать, что же произойдет если вылить сок в высокий стакан и добавить немного масла.
Воспитатель объясняет, что перед экспериментом необходимо размять ручки.
Физ. минутка:
У котенка усы –ВОТ ТАКИЕ,
(проводим пальцем под носиком)
У слоненка уши –БОЛЬШИЕ.
(гладим ушки)
У крокодила –ОСТРЫЕ ЗУБКИ,
(показываем зубки)
А у пингвинов –ТЕПЛЫЕ ШУБКИ.
(гладим ручки, ножки)
У бегемота –ТОЛСТЫЙ ЖИВОТИК,
(гладим животик)
У лягушонка- УЛЫБЧИВЫЙ РОТИК.
(улыбаемся, «фиксируем» улыбку 5-10 сек.)
У зайчонка-КОРОТЕНЬКИЙ ХВОСТИК,
(гладим поясницу)
А у мышонка- МАЛЮСИНЬКИЙ НОСИК.
(дотрагиваемся до кончика носа)
Повторяем 2 раза.
(Закрепление нового знания в деятельности)
Переходим непосредственно к эксперименту.
Воспитатель предлагаетребятам помочь разлить в стаканы воду и насыпать краситель, размешать и понаблюдать, что происходит с водой (вода окрасилась в красный цвет). Затем налить в окрашенную водумасло и вместе с ребятами наблюдаем за происходящим. Мы видим, что окрашенная вода опустилась на низ стакана и с маслом не смешивается.
После обсуждений делаем вывод, что масло легче воды – поэтому оно не тонет и остается на поверхности. Те вещества, которые тяжелее сока – тонут.
Приглашаем еще 2-3 деток и просим их бросить таблетку витамина С, разламываем ее на 4 части и бросаем в бокал. Наблюдаем за красивой и завораживающей реакцией!
3.Заключительная часть
Почему так происходит?
Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бокал с маслом немного воды, то он опускается на дно бокала. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости и получается эффект «Лавовой лампы»
4.Рефлексия
Создать позитивное настроение от деятельности ,подарим друг другу улыбку.