Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный город»
Задачи:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п.). Познакомить с разными видами бумаги, выяснить как свойство каждой из них связано с использованием данного материала. Учить работать в коллективе. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
Материал: Камни, береста, гуашь, бумага, карандаш, острая палочка, миска с водой, схема производства бумаги, указка, «ящик ощущений» с разными видами бумаги, миска с водой, спички и железная миска для воспитателя, бумажный колпак и накидка, карта опасностей, рисунок с изображением барашка, бумага серого цвета, клей..
Ход занятия:
Воспитатель: Предлагает детям отгадать загадку:
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята, разноцветная…
(бумага)
Волшебник:
— Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Город волшебства.
А вы знаете, кто творит волшебство?
Дети: (волшебники, феи)
Волшебник:
— Спасибо,
Что, ж продолжим путешествие. Что это тут за мешочек .Здесь лежит разноцветная…
(бумага)
Волшебник — Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего?
Дети: на всем этом можно рисовать
Волшебник:
— Ребята, а Вы умеете рисовать?
Это очень просто, дети,
Все нарисовать на свете.
Нам понадобится с вами
Лист бумаги.
Ну и глазки, безусловно.
Ведь они, дружок, помогут
Увидать любой предмет,
Форму рассмотреть и цвет,
Круглый он или квадратный,
Весь шершавый или гладкий,
Он кривой или прямой,
Маленький или большой.
Мы с тобою целый мир
На бумаге создадим:
(Маргрет Реттих.)
Воспитатель: Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае.
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем -то заменить бумагу?
Дети:(ответы).
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу, как делают бумагу. Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т.д. Подойдите к доске, я покажу вам схему производства бумаги.
Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги.
Воспитатель: Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в муккулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага.
(Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в «ящике ощущений», определяют ее на ощупь и описывают свойства).
Воспитатель: Предлагаю вам смять бумагу (мнется), разорвать (рвется, непрочная), положить в миску с водой (размокает).
А сейчас я вам покажу, как бумага горит.
Мы с вами узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает.
Вы уже хорошо знакомы со свойствами бумаги, и я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого нам нужен герой – бумажный человечек. Я предлагаю выбрать одного из вас. Наденем на него бумажный колпак, бумажную накидку.
Представим, что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать нашему герою, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку? А перепрыгнуть через костер?
Вот посмотрите – это карта опасностей. Наш герой попытается по ней пройти, а мы будем помогать ему. На карте нарисованы «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться наш бумажный человечек. Задача нашего героя пройти по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему. Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет?»
Дети:
-да.
Физкультминутка.
Воспитатель предлагает детям погулять по осеннему лесу.
Мы в лесу осеннем целый день гуляли
(шагают по кругу, друг за другом)
Любовались травкой
(наклоняясь трогают травку)
Воздухом дышали
(машут на себя руками)
Под ногами листьями выслана земля
(идут на носочках, руки на поясе)
Идем на носочках, ступаем слегка
Вот деревья встали у нас на пути
(бег змейкой)
Обежать их надо или обойти
Тучка невеличка
Дождь принесла нам
(дети перемещаются свободно по группе)
Побежим под дерево
Спрячемся мы там
(один ребенок встает посередине, на корточках дети вокруг него)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики».
(По сигналу, самолетики летают по площадке с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром». Игра повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Дети, вы поиграли, пора и поработать. А что мы будем делать, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу?»
Дети:(Баран).
Воспитатель: Вот, посмотрите рисунок с изображением барашка. Мы будем «одевать» барашка в «шубку». (Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок с изображением животного у которого отсутствует шерсть. На рисунке внутри контура – не закрашенное место). Шубку барашку можно «сшить» из старой ненужной бумаги. Какие ее свойства будут при этом использоваться?
Дети: (режется, рвется, мнется, намокает).
Воспитатель: Бумагу разрывают на кусочки, которую сминают в шарики. Намазывают кусочки клеем и приклеивают их на изображение барашка. Молодцы ребята, хорошая шубка получилась у барашка. Когда работаете все вместе и работа спорится.
Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее свойствах. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.
— Наше занятие закончено. Все дети молодцы. Вам понравилось наше занятие?
Дети: Да
(Волшебник разворачивает гармошку – радугу.)
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
Волшебник:
До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.