Конспект логопедического занятия в подготовительной группе: «Мамочка моя»
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— формировать умение отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;
коррекционно-развивающие:
— развивать понимание речи окружающих, развивать фонематический слух, память , внимание;
— вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.
Предварительная работа:
— рисование портретов мамы;
— чтение художественной литературы;
— заучивание стихотворений и пословиц о маме;
— предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде.
Материалы и оборудование: магнитофон, микрофон, мяч, рисунки детей с портретами мам (фотографии мам), творческие работы мам, открытки с изображением семьи Степановых, кассы букв и слогов, альбомные листы , цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в кабинет и становятся в круг под звучание песни из кинофильма « Мама».
Логопед: Ребята, сегодня мы отмечаем замечательный праздник «День матери». У каждого из вас есть мама и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас сказал, как зовут его маму по имени — отчеству.
Дети называют своих мам по имени-отчеству.
Логопед: А теперь присаживайтесь. Я почувствовала, что каждый из вас очень любит свою маму. Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» — одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится и оберегает нас.
-Скажите, как ласково можно назвать маму?
Дети: Мамочка, мамуля, маменька, мамулечка…
Логопед: Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
Логопед: Дети, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?
Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет!
Логопед: Я предлагаю сказать в микрофон красивые слова о маме. Какая она? (делается магнитофонная запись).
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная, …
Логопед: Молодцы дети, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. Эту запись мы включим вечером, когда мамы придут за вами, чтобы все мамы услышали, как вы их любите. Давайте поподробнее расскажем о своих мамах: как ее зовут? Где она работает? Любит ли свою работу? Устает ли? Важен ли ее труд? (Заслушиваются три — четыре рассказа)
-А теперь послушайте стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине».
Мама спит , она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу ,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
— Ничего, — шепнул он будто,-
Посидим и в тишине!..
Логопед: О ком это стихотворение?
Дети: О маме. О том, что ее дочка не стала тревожить мамин сон шумными играми.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что мамы бывают не только у людей? Кто знает у кого еще бывает мама?
Дети: У животных, у птиц.
Логопед: Правильно. И у животных и у птиц есть мамы. Я предлагаю поиграть со мной в игру «Чьи детки?» (Игра с мячом):
У котенка – кошка.
У козленка — коза.
У цыпленка — курица.
У гусенка — гусыня.
У утенка — утка.
У теленка — корова.
У жеребенка – лошадь.
У ягненка – овца.
У тигренка – тигрица.
У львенка – львица.
— Да, ребята, каждому нужна его мама: и ребенку, и котенку, и птенцу.
А сейчас садимся на свои места. Мы продолжаем наши рассказы о мамах.
Логопед: У мам добрые, золотые руки! Что делают ваши мамы дома? Что особенно любит твоя мама делать? Помогаешь ли ты ей? (Заслушиваются три – четыре рассказа детей с показом творческих работ)
Логопед: Давайте вспомним пословицы о маме.
Дети рассказывают пословицы.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец матери.
Материнская ласка не знает конца.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Логопед: А сейчас возьмите кассы букв и выложите слово «мама».
— Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями.
Логопед: А сейчас давайте подумаем, что мы можем подарить маме в этот осенний день? Я предлагаю вам нарисовать портрет самой любимой мамочки. (Дети рисуют портреты мам цветными карандашами).
В конце занятия все работы выставляются и рассматриваются. Дети любуются портретами, которые они подарят своим мамам.
Логопед: Я благодарю вас, дети, за активное участие на занятии. До новых встреч!