Календарь
Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.

 Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель:-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?(Январь)

-Воспитатель: «Даже птице не летится». Кому не летится?

Ответы детей — (Птице) .

Воспитатель: — Почему птице не летится?

Ответы детей —  (Она мерзнет.)

Воспитатель:Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Ответы детей —  (Зимующие.)

Воспитатель:Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей…..

Воспитатель:- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там? Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц».)

— Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?

(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

( Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей,сорока)

Воспитатель:— Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

— Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут.

Ответы детей: (Снегирь).

Воспитатель:Молодцы!У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

— А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь — птица (Зерноядная)

— Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

-Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово- дрозд, приятель!»

И ставит подпись…(дятел).

— Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей — дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко, словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает изпод коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут — лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

– Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …(Cорока)

— По – разному называют сороку: сорока — белобока, сорока — воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

С наступлением осени сороки собираются в стаи ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Воспитатель:— Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

— Ответы детей….

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц»:посчитайте сколько птиц сидит на дереве?

-Ответы детей…

Игра «Узнай птицу по словесному описанию»

-Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

-У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

-Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

-У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

— Молодцы, узнали всех птиц.

Воспитатель:-Что за стол среди берез,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом?

Ответы детей:  (Кормушка).

Воспитатель: — Правильно, для чего нужны кормушки?

Ответы детей:….

Воспитатель: Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку?

Ответы детей:….

-Воспитатель: — Зимующие птицы не боятся морозов,они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?

Ответы детей

Воспитатель: — Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда.  Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Игра «Птицы в кормушке».

-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье»

Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? _ — —Ответы детей: — Зима

Воспитатель: -Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

А сейчас поиграем в игру «Снежок»

(Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)

А теперь скажите:

Воробей – что делает? — чирикает

Ворона – что делает? — каркает

Сорока – что делает? — стрекочет

Синица – что делает? — щебечет

Снегирь – что делает? — посвистывает

Дятел – что делает? — трещит

Сова – что делает? — ухает

Дидактическая игра «Птичья столовая»

— А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них- конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

Игра «Верю – не верю»

Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».

— Клесты выводят птенцов зимой?

— У синицы жёлтое брюшко?

— У воробья большой сильный клюв?

— Усвиристели на голове большой хохолок?

— У сороки длинный чёрный хвост?- Поползень – это длинноносая птица?

— Для птиц самое страшное зимой – это голод.

— Клесты любят семена шишек.

Воспитатель: Дети как вы думаете, зимой птицам трудно?

Ответы детей: — Да

Воспитатель: — Почему?

Ответы детей: — Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.

Воспитатель: — А как мы можем им помочь в это нелёгкое время?

Ответы детей: — Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.

Игра «Определи на ощупь»

(В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.) Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках

Воспитатель: — Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

Итог занятия:

— О каких птицах мы говорили?

— Почему их так называем?

— Какую птицу называют лесным доктором?

— Кто из этих птиц трещит?

— Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

— Как называется «птичья столовая»?

— Какой корм нужно класть в кормушку?

— Ребята, вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устраивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.

Комментарии закрыты.