Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Дифференциация звуков К — X

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характеристику звуков К — X;

  • формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

коррекционно-развивающие:

  • учить детей дифференцировать звуки К — X в слогах, словах, предложениях;
  • развивать звуковой анализ и синтез;
  • развивать фонематические процессы;

— развивать функцию словоизменения;
коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей любовь к птицам и учить заботиться о них.

Оборудование: картина с изображением частей тела птиц, картинки со звуками К, X и птицами, макет березы, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Вспомнить перелетных птиц, слова со звуками К, X.

//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.Общее расслабление Выполнение движений по тексту.

Гуси серые летели. На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали, Потом быстро убежали
Гуси серые летели, На лужайке тихо сели.

 

2.Развитие общей моторики«Кукушка».

У леса на опушке,
Высоко на суку,
С утра поет кукушка:
— Ку-ку! Ку-ку!

Дети стоят на носочках и
тянутся за руками вверх.

Внизу бежит речонка
По желтому песку.
Поет кукушка звонко:
— Ку-ку! Ку-ку!

Присели. Руками производят волнообразные движения.

Зеленые лягушки
Попрыгали в реку.
Поет им вслед кукушка:
— Ку-ку! Ку-ку!

(М. Клокова)

Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки.

3.Развитие мелкой моторики:

Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель.

Дети загибают по одному
пальчику на обеих руках.

Эта птичка — злой орлан.

Машут сложенными
накрест ладонями.

Птички, птички, по домам!

(И. Нищева

Машут обеими руками,
как крыльями.

 

4.Массаж лица

Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.

 

5.Развитие мимических мышц

Прилетела птичка ягод поклевать.
Как их много!

Удивление.

Надолго хватит!

Радость.

Но вдруг прилетела целая стайка
других птичек и склевала все ягоды.

Огорчение.

Но ведь это мои друзья!

Улыбка.

 

6.Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

— для челюсти: приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении 6—8 секунд, вернуть в исходное
положение;

  • для губ: покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу; пошлепать губами;
  • для языка: поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (3 раза).
  1. Работа по развитию дыхания и голоса.
  • Исходное положение стоя. «Ранним осенним утром такой свежий воздух!» — говорит логопед. Дети выполняют вдох ртом и выдох носом (3—4 раза).
  • Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе звуки ЭА.

вдох | эа

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

  1. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки К и X.

2.Акустико-артикуляционный образ звуков. См. предыдущие занятия.

3.Развитие фонематического слуха. Игра «Чудо-дерево».

Украсить дерево (в данном случае это береза) картинками, в названии которых имеются звуки К, X. Детям объясняют, что у березы листики облетели и ее надо украсить картинками.

4.Связь звуков и букв. На что похожа буква К? А буква X? Отыскивание букв в разрезных азбуках.

  1. Дифференциациязвука в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра «Замени звук». Что получится, если звук К заменить на звук X. Ка — ха Ко — хо Ку — ху и т.д.

  • Звуковой анализ слогов предыдущего упражнения. По следам звукового анализа дети составляют слоги из букв разрезной азбуки и читают их.
  • Дети делятся на две команды и отбирают картинки со звуками К, X. Выигрывает та команда, которая допустит меньше ошибок. Дети уносят картинки с собой, делят слова на слоги и записывают слоговую и звуковую схему слов. Звуковой анализ слов:муха, мука.
  • Составление предложений со словами муха,
    мука. 
    Анализ предложений с графической записью.
  • Произнесение чистоговорки.

Крошки хомяк за щеку клал, Корм хорек из хлева украл.

  1. Физкультминутка. Выполнение действий по
    тексту.

Ка-ка-ка — я устал слегка. Ох-ох-ох — соберем горох.

Ко-ко-ко — руки высоко. Ух-ух-ух — рубим во весь дух.

  1. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
  • Отгадывание загадки: «Без рук, без топоренка
    построена избенка». (Гнездо.) Рассматривание
    картины, где крупным планом изображена птица. Логопед показывает и называет части тела птицы: голову, шею, крылья, хвост, ноги, туловище, клюв. Логопед отмечает особенность: у
    всех птиц есть перья, крылья, клюв.
  • Игра «Назови ласково».

голова — головка хвост — хвостик шея — шейка ноги — ножки крылья — крылышки клюв — клювик

  1. Итог занятия и оценка работы детей.
    Какие звуки мы сегодня учились различать? Назовите части тела птицы, в которых присутствуют звуки К, X.

Комментарии закрыты.