Мини экологический проект в средней группе «Знакомство с водой»
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 12.02.2018-01.03.2018
Руководитель проекта: Молдованова У.В.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Гуляя на улице с детьми, дети стали рассматривать лужи талой воды и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает вода, кому нужна вода?
Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о неживой воде, ее признаках и свойствах, значение для живых существ.
Задачи проекта:
— создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
— Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воды (жидкая, прозрачная) и качествах (грязная, чистая, теплая, холодная)
— расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
— Учить детей играть с водой с различными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет- тяжелый», «не тонет-легкий».
— формировать представления о значении воды в жизни человека.
-Активизировать словарь за счет слов: текучесть, испарение, прозрачная и др.
-Воспитывать интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
— Расширятся знания и представления ребенка о воде, научатся определять различные состояния воды;
— сформирован интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
— повышен интерес родителей к проблеме экологического воспитания своих детей;
— воспитано бережное отношение к воде.
Результат проекта: Создание альбома «Знакомство с водой»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), подобраны стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Опыты с водой».
План реализации проекта
Подготовительный этап проекта:
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Подобрать методическую и художественную литературу, дидактические игры и иллюстрации по данной теме. | 13. 02 | |
2. | Подготовить слайд — презентации и картин для демонстрации
Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – водой. |
12. 02 | |
3. | Подбор подвижных и речевых игр. | 12.02-18.02 | |
4. | Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы | 13. 02-1.03 | |
5. | Создание экспериментальной лаборатории в группе
|
13. 02 | |
6. | Проведение опытов, экспериментов с водой.
|
13. 02-1. 03 |
Исследовательский (основной) этап проекта:
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
№ | Вид деятельности | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. |
Познавательно-исследовательская
|
Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».
Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега». Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. |
12.02-1. 03
13.02-1.03 |
|
2. | Игровая | Развлечение «Водичка-водичка!» | ежедневно | |
3. |
Продуктивная |
Рисование «Ручейки», «Облака», «Дождик»
Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Тетушка туча», «Снеговик», «Капли воды». Лепка «Мостик через речку» «Тучки и облака» «Снеговик» |
14.03
21. 03 28.03
15.03,23. 03,30.03 |
|
4. |
Коммуникативная |
Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».
Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко». |
ежедневно | |
5. |
Двигательная |
Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».
Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз» Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!» |
ежедневно | |
6. | Трудовая | Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок». | ежедневно | |
7. | Музыкальная | Использование музыки, Прослушивание шума водопада, заучивание песни «Дождик» | ООД | |
8. | Работа с родителями | Консультация «Ребенок хочет пить», «Игры с водой» | 16.03,23.03 |
Анализ результатов диагностики
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода дала хорошие результаты. Проведённая диагностика позволила нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении.
Если на начало проекта дети имели низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показал высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.
Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
Экологический мини-проект.
Тема: «Зимующие птицы»
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный с 15.01.2018 – 15.02.2018
Руководитель проекта: Кирильцева Е.В.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предмет исследования : Зимующие птицы.
Актуальность темы: В холодное время года перед зимующими птицами встает вопрос : как прокормиться? Доступной пищи становиться значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. С детьми старшей группы мы постараемся помочь птицам.
Цель проекта: Сформировать у детей представление о трудностях жизни птиц в зимний период.
Задачи проекта:
— Развивать умение правильно называть птиц, их особенности, определять их среду обитания, образ жизни и питания.
-Формировать умение классифицировать птиц по образу жизни (зимующие, перелётные).
-Расширить знания детей о времени года-зима.
-Развивать умение находить взаимосвязь между человеком и птицами.
-Воспитывать желание помочь, чувство сострадания, сопереживания.
Предполагаемый результат:
— Расширить и углубить знания и представления ребенка о птицах, сформировать умение классифицировать птиц.
— Сформировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
— Воспитать бережное отношение к природе.
-Расширить кругозор: закрепить четкое произношение новых слов, понятие его.
Словарная работа: оперение, пернатые, стужа, зерновые культуры, голубятня, птичья столовая, кормушка.
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта:
№ | Мероприятие | Дата | Ответственные |
1 | Подобрать методическую и художественную лит-ру, дидактические игры и иллюстрации по данной теме | 15.01 | |
2 | Подбор подвижных и пальчиковых игр. | 16.01 | |
3 | Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы | 15.01-1.02 | |
4 | Подготовить стенд для проекта | 19.01 |
Исследовательский этап проекта:
№ | Вид деятельности | Мероприятие | Дата | Ответственные | |
1 | Коммуникативная | Беседы: « Зимующие и перелетные птицы» | 18.01, 21.01 | Воспитатели группы | |
2 | Познавательно – исследовательская | Рассматривание иллюстраций: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Чтение произведений: «Подарок Голубя», «Как воробьи кошку перехитрили», «О чем рассказывали птицы», «Птичий король». Заучивание стихов о птицах. Загадывание загадок. |
ежедневно | Воспитатели группы | |
3 | Игровая | Дидактические игры: «Чей домик?» , «Кто ,где живет?» , «Птичья кормушка», «Кто, как говорит?» | 3 раза в неделю | Воспитатели группы | |
4 | Продуктивная | Аппликация: Коллективная работа «Птицы» Лепка: «Воробьи» Рисование: «Птицы на кормушке» |
24.01,31.01 |
Воспитатели группы | |
5 | Двигательная | Подвижные игры : «Голуби и кот» , «Перелетные и зимующие птицы», «Птицелов». Пальчиковые игры: «Дом для птицы», «Дятел», «Зимующие птицы», «Птичья кормушка» |
ежедневно | Воспитатели группы | |
6 | Трудовая | «Кормление птиц»(Следить за наполняемостью еды в кормушке»). Нарисовать плакат на тему проекта. |
2 половина дня | Воспитатели группы | |
7 | Музыкальная | Прослушивание произведений: «Голоса птиц», Детская песня о птицах», Э. Денисов «Пение птиц» | ООД | Воспитатели группы | |
8 | Работа с родителями | Конкурс «Кормушка для пернатого друга» | 29.01 | Родители | |
Результат проекта:
— Расширился кругозор детей о зимующих птицах ( какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питались)
-Развивающая среда группы пополнилась : стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
— У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, бережное отношение к природе.
-Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Краткосрочный проект «Как появляются листья»
Время реализации проекта: 1.02.-1.03
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Вид проекта: краткосрочный, практико-ориентированный проект.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель Важенина Наталья Александровна.
Направленность работы: исследовательская.
Проблема:
Тему проекта подсказали сами дети. Им стало интересно, как появляются листочки на веточках весной, после того, как осыпались осенью.
Цель проекта:
- Формировать бережное отношение к окружающей нас природе природы.
- Закрепить знания детей о том, что деревья тоже живые организмы, им также необходимо тепло и вода для существования.
- Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
Задачи проекта:
- Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.
- Обнаружить изменения в состоянии веток — почки на веточке (спят), показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
- Вызвать у детей познавательный интерес к явлению распускания листьев на деревьях.
- Развивать способности анализировать изменения, происходящие с растениями, находящимися в домашних и обычных условиях природы.
- Развивать наблюдательность детей за природными объектами, явлениями, с ними происходящими.
- Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло)
Формы работы:
Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход.
Этапы исследования
1 этап. Постановка проблемной ситуации.
Наблюдение за пробуждением деревьев с наступлением весны.
Цель: расширять знания детей об изменениях деревьев с наступлением весны. Способствовать повышению интереса к исследованию.
Ход наблюдения:
Воспитатель начинает беседу со стихотворения.
От счастья плачут ивы,
Роняя наземь слёзы
Весна пришла, встречайте!
И веточкой берёзы
Она стучит в окошки:
Закончилась зима!
И почкой, как ладошкой,
Всех будит ото сна.
Воспитатель уточняет у детей, о какой поре года говориться в стихотворении?
Также спрашивает детей, какие признаки весны они запомнили из стихотворения и какие знают ещё.
Рассказывает детям , что скоро весна вступит в свои владения , а зиме придется отступить.
Предлагает педагог прослушать детям загадку и ответить на неё.
За окошком, на виду,
Книга выросла в саду.
Зазвенели со страниц
Голоса веселых птиц.
Ветер мимо пролетал,
Книгу всю перелистал.
Солнышко с утра как встало,
Так до вечера читало.
А потом немало дней
Тучи плакали над ней.
(Дерево весной, летом, осенью)
-Ребята, а кто из вас знает, как появляются листочки на деревьях? Что появляется вначале? Что происходит потом?
-Дети давайте возьмём несколько веточек деревьев и поставим в группе в вазочку, понаблюдаем, что же будет дальше.
Вывод: Закрепили знания, что весной на веточках деревьев начинают набухать почки, из которых появляются листочки.
2 этап. Проведение исследования в группе и дома.
- Поставили веточки разных деревьев в воду: вербу, сирень и калину. Поставили в светлое , теплое место, тем самым создаём благоприятную атмосферу для веточек.
Целью данного опыта является: обнаружить изменения состояния веточек, обратить внимание, что на веточках начали набухать почки. Объяснить значение воды и света на развитие растений.
Каждый день наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появиться первые листочки.
2.По истечению недели на веточках вербы раньше всех набухли почки. На веточках сирени и калины почки ещё «спят», они немного увеличились в размере.
3.Прошло две недели: на оставшихся веточках калины появились зелёные листочки , а на веточках сирени помимо листочков появились ещё и бутончики цветочков. На веточках вербы проросли небольшие корешки.
3 этап. Вывод по исследовательской деятельности.
Беседа с детьми.
Воспитатель. Ребята, мне хотелось бы обратить ваше внимание на веточки ,которые находятся в нашей группе и на веточки деревьев на улице. Скажите мне пожалуйста они одинаковые или же отличаются .Чем? Конечно, на наших веточках уже появились листочки . Как вы думаете почему?
Дети сами сделали вывод, что для того, чтобы распустились листья, нужны тепло, свет и вода
Затем объясняю детям, что одним из важнейших свойств воды — давать жизнь всему живому.
Дети с гордостью рассматривают распустившиеся веточки.
Краткосрочный проект «Красота и доброта»
Девиз проекта: Есть такое твердое правило – «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свой город».
Основные мероприятия, направленные на реализацию проекта:
1.Разработка плана проведения акции в МБДОУ ДС № 12 «Акция чистоты и доброты».
- Проведение субботника совместно с педагогами, родителями и детьми на территории детского сада.
3.Проведение совместных мероприятий, направленных на реализацию проекта с сотрудниками, педагогами, родителями воспитанников и детьми.
Самый важный результат деятельности проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной детский сад, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!
Принципы проекта.
В основу проекта положены четыре принципа:
Принцип дифференциации — создание оптимальных условий для самореализации каждого участника в проекте .
Принцип интегративности — подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
Принцип индивидуализации — индивидуальный подход к каждому участнику проекта.
Принцип гуманизма — видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в ДОУ, привлечение всех участников проекта к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с педагогами и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.
3 этап – практическая деятельность.
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений воспитателей, детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.
4 этап – итоговый.
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
Формы работы по реализации проекта с педагогами:
-подбор и изучение литературы по данной теме;
-планирование и прогнозирование предстоящей работы;
-изготовление стенда «Подводный мир морей и океанов»;
-участие в экологическом субботнике;
Формы работы по реализации проекта с детьми:
-наблюдения и экологические экскурсии;
Ø создание презентаций, слайд шоу;
Ø познавательное чтение;
Ø конкурсы и викторины;
Ø продуктивная деятельность;
Ø экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.
Ø Итоговое мероприятие.
Формы и методы работы с родителями:
— Консультации и сообщения экологической направленности для родительских уголков;
-Участие родителей в субботнике;
-Проведение совместных экологических экскурсий;
Совместная деятельность педагогов с детьми
Взаимодействие с семьёй
- Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе — это мусор!»
- Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели» и другие.
- Рисунки детей «запрещающие знаки» Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе — это мусор!»
- Изготовление поделок из бросового материала «Убираю и играю».
- Беседа «Красивый город – чистый город».
- Конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»
- Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!»
- Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения
- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе
- Выставка «Природа и творчество»