Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе»Парад Победы!»
Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
Образовательные:
«Познавательное развитие»
Уточнить и расширить знания детей о мужестве воинов, и юных героев Великой Отечественной Войны.
«Социально-коммуникативное развитие»
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, и к её защитникам.
«Речевое развитие»
Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивающие:
— Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;
— Развивать у детей способность сопереживать другим людям.
Воспитательные:
— Воспитывать уважение к памяти воинов — победителей, к традиции преемственности поколений;
— Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
— Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Оборудование:
Иллюстрации ВОВ, картинки из серии «Парад Победы».
Воспитатель: Ребята, 9 Мая в нашей стране отмечается великий, светлый, радостный праздник. В этот день закончилась война. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов – защитников, отстоявших мир в жёсткой битве. 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой — ДНЁМ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Воспитатель:Ребята, ответьте мне на такие вопросы о войне:
Кто знает — когда началась Великая Отечественная война?
Почему она так называется?
Какая страна развязала войну?
Кто встал на защиту Отечества?
Ответы детей.
Воспитатель: По вашим ответам я поняла, что не все знают историю Великой Отечественной Войны. Сейчас мы с вами отправимся в прошлое нашей страны.
22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В этот день началась самая крупная война в истории человечества – Великая Отечественная война.
Она была развязана фашисткой Германией, в то время у власти стоял Гитлер, человек, захотевший отнять у других народов земли, города и сёла, заводы и фабрики и таким путём сделать свою страну богатой.Фашисты напали на нас в 4 часа утра, когда люди ещё спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий.Это было очень страшно, всё горело, люди пытались бежать, укрыться, но спастись удавалось не многим.
Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значить — против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли все,
Что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли.
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов — чужеземцев,
А для русских ничего!
Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стране передавались сообщения о начале войны, люди с болью молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы победить.Наш народ от мала до велика, поднялся на защиту Родины. На фронт уходили солдаты.Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждёт впереди, вернётся ли дорогой человек. Кто-то плакал навзрыд, а кто-то скрывал слёзы, но всё-таки у каждого в сердце жила надежда, что всё будет хорошо, что наступит победа и в дом вернётся тот, кто покинул его для защиты Родины.
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
«Родина-мать зовёт! Всё для фронта, всё для победы!», — так звучали призывы военных лет, и для каждого человека не было священнее задачи, чем отдавать все силы на исполнение этих призывов. Мирное население (женщины, старики, подростки) копали окопы, разбирали завалы.
Война была очень жестокой, она принесла много горя и слёз, разруху и голод.Когда враг наступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю, они сражались за каждую пядь русской земли.
Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. На Москву рвалось множество гитлеровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но наши воины отстояли Москву.
Воспитатель:Есть хорошие загадки — какие орудия помогали нашим воинам воевать?
Под водой железный кит,
днем и ночью кит не спит,
не до снов тому киту,
днем и ночью на посту. (Подводная лодка)
На машине катается.
Внезапно появляется,
больно кусается.
Женским именем называется. («Катюша»)
Ползет черепаха, стальная рубаха.
Враг в овраг и она там, где враг. (Танк)
На горе – горушке сидят черны старушки,
если они охнут — люди глохнут. (Пушки)
Гимнастика для глаз
Воспитатель: — А сейчас, а сейчас — всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем – дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем – и опять их открываем.
Головой не верти – влево – вправо посмотри,
Глазки вверх, глазки вниз – поработай, не ленись!
Посидите ровно, прямо – и глаза закрой руками
Смело можешь показать – как умеем мы моргать.
Воспитатель:Но, на пути стоял Сталинград. Враги решили захватить этот город. Его непрестанно бомбили, обстреливали из пушек, проводились танковые атаки, горела сама земля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города. Бывало даже так, что один этаж дома уже захватили фашисты, а на других этажах оборону продолжали держать наши бойцы.В одном доме сержант Яков Павлов вместе с четырьмя бойцами удерживал позиции, пока не подошло подкрепление. Погиб сам Яков Павлов и разбит тот дом, который потом назвали домом Павлова. В Волгограде, так теперь называется Сталинград, на том месте поставлен памятник.
Благодаря огромному мужеству и стойкости наших бойцов, фашисты не смогли захватить Сталинград. В память о той великой битве на высокой горе, на Малаховом кургане, возведён монумент Матери-Родине, создан зал Славы, в котором на каменных плитах записаны имена погибших солдат и горит Вечный огонь.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.За освобождение своей Родины сражались не только взрослые, но и дети.Много подвигов совершили юные герои.
Воспитатель:Как вы понимаете выражение «Юный герой»? (молодой).
Много подвигов совершили юные герои, многие погибли, а многие живут до сих пор.
Я предлагаю вам рассмотреть выставку «Юных героев»:
1. Зина Портнова ушла в партизаны, добывала оружие, помогала партизанам. Однажды она наткнулась на засаду, ее схватили, пытали, но она молчала. На допросе выхватила у фашиста пистолет и застрелила его, пыталась убежать, но ее поймали и расстреляли.
2. Леня Голиков ему было 14 лет, когда он захватил важные документы, его представили к награде героя. Он погиб в неравном бою.
3. Витя Коробков, в 12 лет уходит с отцом в партизаны и становится разведчиком. Он мал ростом, неприметен, фашисты не обращают на него внимания, а он, гоняя обруч по улице все запоминает: сколько солдат, пулеметов, танков, где они стоят, а потом рассказывал все командиру.
4. Боре Кулешину было 12 лет, когда погибает его отец, а мать угоняют фашисты в Германию. Он просится на корабль юнгой. Во время боя подает снаряды, помогает раненым. Он был ранен, но выжил. За героизм его наградили орденом.
5. Витя Хоменко хорошо знал немецкий язык. Товарищи поручили ему устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду, слушал разговоры фашистов, а потом передавал сведения партизанам. Витю Хоменко фашисты расстреляли. Он погиб героем.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в солдат и поиграть в игру «Мы солдаты»
Физкультминутка «Мы солдаты»
На горах высоких,(поднимаем руки вверх)
На степном просторе(руки перед собой, ладонями вверх,
разводим в стороны)
Охраняет нашу Родину солдат,(ходьба на месте)
Он взлетает в небо,(изображают самолеты)
Он уходит в море,(туловище наклонили вперед и движение
руками, как при плавании)
Не страшны защитнику дождь
и снегопад(ходьба на месте)
Шелестят березы,(руки подняты над головой, наклоны влево,
и влево)
Распевают птицы, подрастают
дети у родной страны.(присели, руки вниз, и медленно
поднимаемся)
Скоро я в дозоре встану на границе,(встать ровно, напрячь мышцы тела, рук)
Чтобы только мирные
снились людям сны(поднять руки вверх, протягивая к
к солнцу)
Победа над фашистами досталась нам благодаря маршалу Георгию Жукову. Он был очень смелым, мужественным и талантливым полководцем, он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фашистской Германии. Народ его назвал маршалом победы.Взятием Берлина, столицы Германии, победоносно завершилась Великая Отечественная Война. Бои не прекращались ни днем, ни ночью.В центре города возвышалось здание рейхстага, где заседало фашистское командование. Прорвать сопротивление врагов было очень трудно, но после тяжёлых боёв рейхстаг был взят, и ранним утром 1 мая над рейхстагом был поднят штурмовой флаг! Когда враг был окончательно разбит, многие солдаты оставили свои подписи на стенах рейхстага. Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.
Великой войны победу
Мы не должны забывать!
В боях отстояли деды
Священную Родину-мать.
Она посыла на битвы
Лучших своих сыновей.
Она помогала молитвой
И праведной верой своей.
В великой войне победу
Мы не должны забывать,
Для нас отстояли деды
Воспитатель: ребята, мы сейчас поиграем в игру «Герой, – какой он?»
Дети передают, вырезанную из картона звездочку друг другу, называя качества героя. (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)
Воспитатель:Молодцы, вы назвали много качеств, которые помогли героям победить врага.
24 июня 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск. По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.
Вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта. С тех 9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Отгремела война, на землю пришел мир.
Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени?
Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Как он о них помнит?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, благодарные люди поставили памятники воинам — освободителям
Их очень много, естьпамятник воину — освободителю с девочкой на руках в Берлине, памятник неизвестному солдату в Москве. В знак благодарности люди возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, там же горит «вечный огонь». А ещё люди слагают песни, стихи, хранят материалы о защитниках Отечества в музеях.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
Есть люди, которые прошли всю войну, вернулись домой с фронта. Как мы их называем?
Дети: ветераны.
Воспитатель: Рядом с нами живут ветераны.Они обычные люди, уже дедушки и бабушки. 9 мая ветераны надевают ордена встречаются друг с другом, приходят к могилам солдат, чтобы почтить их память. А все люди вокруг поздравляют их с праздником и благодарят за то, что они отстояли мир.Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.
В День Победы утром рано
Выйди в город, погляди:
Вот шагают ветераны
С орденами на груди.
Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Праздник заканчивается салютом, фейерверком.
Идут годы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Ребята, будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!
А еще, в наше время, в 2005 году, была задумана акция «Георгиевская ленточка». Это был год 60-летия Победы, и она с каждым годом становится все масштабней. За 15 лет проведения акции было распространено очень много миллионов ленточек по всему миру. Сейчас в акции принимают участие все регионы России. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.Когда завершится празднование Дня Победы, не стоит выкидывать георгиевскую ленту. Оставленные на улицах, брошенные в грязь, выброшенные в урны ленты оставляют тягостное впечатление и расстраивают ветеранов, а ведь акция направлена на то, чтобы их подвиг не был забыт.Лучше всего убрать георгиевскую ленточку до следующего года или носить ее по особым датам – например, в день начала Великой Отечественной войны или в день окончания Сталинградской битвы. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году. Ленточка стала своеобразным атрибутом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами, праздничных гуляний во многих городах Российской Федерации. Георгиевская ленточка является одним из наиболее узнаваемых символов российской действительности последних лет. Эта лента черно-оранжевого цвета является одним из главных атрибутов Дня Победы в Великой Отечественной войне (ВОВ) – одного из наиболее уважаемых праздников в нашей стране. К сожалению, немногие из тех, кто завязывает Георгиевскую ленту на своей одежде или цепляет ее на автомобиль, знает о том, что она действительно означает и как правильно её носить. Георгиевская лента — это не просто кусок материи. Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных мясорубках. Это элемент награды, за которую многие разменивали собственную жизнь. Георгиевскую ленту стоит прикреплять на лацкан пиджака или с левой стороны на одежду на уровне сердца. Это лучший способ проявить память и уважение. Помните, что Георгиевская лента — это в первую очередь символ памяти и уважения, а не способ украшения.
Воспитатель: вот и побывали мы свами в прошлом нашей страны. Что нового, интересного вы узнали?
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы ЭТО,
Лишь бы ЭТО не забыть.
Эта память, верьте, люди,
Всей земле нужна.
Если мы ВОЙНУ забудем –
Вновь придет она!
Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.