«СЕРДЦЕ МАТЕРИ ЛУЧШЕ СОЛНЦА ГРЕЕТ» (Тематическое занятие для детей старшей группы)
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с народными традициями, народным творчеством. Познакомить с обязанностями хозяина и хозяйки дома.
Развивающие: Развивать творческое воображение.
Воспитательные: Воспитывать уважение к труду, к народному быту. Воспитывать любовь к матери, к семье.
Материалы и оборудование: фанерный домик, костюм хозяйки, кукла. Раздаточный материал для изготовления кукол.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Уж чей это дом? Уж чей это терем? Ты позволь, хозяюшка, ко двору прийти, ко двору прийти, да на новы сени взойти, в светлу горенку войти да на новы лавки сесть.
Хозяюшка: Здравствуйте, гостьюшки дорогие! Милости прошу ко мне в избу! Проходите, детушки, в горенку, проходите от порога не засечена дорога. Сядем рядком да поговорим ладком. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
А я уж вас заждалась, все глаза на дороженьку проглядела. Все ли здоровы да веселы? Вот и хорошо. Сегодня я расскажу вам о том, как жили-были на земле русские крестьяне. Кто из вас, ребята, знает, кто такие крестьяне? (Ответы детей). Правильно. То люди, которые живут трудом на земле: сеют и убирают хлеб, выращивают овощи, косят траву, держат и кормят скотину.
Каких домашних животных вы знаете? А как вы думаете, какое животное было главным на крестьянском подворье? (Ответы детей). И, чтобы управиться со всеми делами, каждый член семьи выполнял свою работу. Русский народ так говорит: «Кошка да баба в избе, мужик да собака во дворе». Как вы понимаете такую поговорку? (Женщина ведёт хозяйство в доме, а мужчина на дворе.)
Какие обязанности были у хозяина? Дрова рубить, избу чинить, огород копать, землю пахать, на охоту ходить, рыбу ловить… А что же хозяйка? Много у неё дел! Встаёт она с петухами, печь топит, еду варит, скотину кормит, будит и кормит семью, на работу собирает да провожает, в доме прибирает, стирает, гладит, метёт, чистит, шьёт, вяжет, а иногда и сказочку расскажет. Давайте вспомним сказки, в которых рассказывается о работе хозяина и хозяйки. (Ответы детей.) А теперь поиграем!
(Проводится игра «Отгадай, что покажу». Ведущий показывает пантомиму, дети догадываются, что делает ведущий, и называют вид работы, который делается).
Хозяюшка: Как вы думаете, дети, легко ли хозяйничать в доме? Вот как об этом говорили в старину: «Домом жить – обо всём тужить», «Дом вести – не лапти плести», «Дом вести – не бородой трясти», «Путная хозяйка каждую курицу знает», «У хорошей хозяйки и кот жирный», «Хозяйка в дому – что оладышек в меду, она прибирает, она подтирает, одним-одна за всё отвечает». Тяжела женская доля! Не управиться хозяйке одной, без помощников. А кто её помощники? ( Дети отвечают: «конечно же, её дети»).
Хозяюшка: Правильно, дети: «Дети в доме – счастье», «Без деток и дом сирота», «Где детки, там и ягодки», «Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать», «Кто родил, тот и кормит». А материнская ласка конца не знает. Пока-то мамка вырастит помощника… А уж как мамы детушек учат, пестуют!
(Дети рассказывают потешки, которые выучили раньше).
1-й ребёнок
Ручки, растите толстые,
Ножки, ходите, своё тело носите,
Язык, говори, свою голову корми.
2-й ребёнок
Водичка-водичка, умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
3-й ребёнок
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся!
Хозяюшка: А уж спать уложить ребёночка куда сложней.
Если плачут ребятки, покачаем кроватки: «А-а-а!»
Если скучно вам вдвоём, песню тихую споём.
Ходит Сон по лавкам, а Дрёма по избе.
Ищут, поищут деточку мою,
Где найдут, там и спать укладут.
Баю-баюшки-баю, тихо песенку спою,
Про заморский край, поскорее засыпай.
Расскажу я сказочку про звёздочку-алмазочку,
Улиточку рогатую, да белочку хвостатую.
Баю-баюшки-бай, ты же, милый, засыпай!
Красны девушки полюбят тебя,
Добры молодцы позавидуют.
Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить.
Люли-люшеньки-люли, спи-ко, детушка, усни!
До утренней зари, до свежей росы.
(Исполняется колыбельная по выбору музыкального руководителя. Затем проводятся народные игры «У дядюшки Трифона», «Арина»).
Хозяюшка: Сердце матери лучше солнца греет. Но бывает так, что не дождётся мама, когда помощник вырастет, и от непосильного труда, заботы, болезней, переживаний умирает: «Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота», «Мать сильно замахивается, да не больно ударит, а чужая – наоборот», «Добрая мать хозяйству обучает, а злая – от дома отлучает». Давайте вспомним русские народные сказки, где злая мачеха изводила падчерицу.
Дети: «Крошечка-хаврошечка», «Морозко», «Волшебная дудочка».
Хозяюшка: Вот оно как в жизни бывает. Поэтому родную мамочку надо любить и беречь, во всём ей помогать. «При солнышке тепло, при матушке – добро». А ещё в одной сказке мама перед смертью дала своей дочке волшебную куколку – помощницу. Знаете вы такую сказку? Ну, тогда слушайте.
( рассказывает детям русскую народную сказку «Василиса прекрасная»).
Хозяюшка: Правда это, или ложь, да только так сказывали. А вы хотели бы сами смастерить такую куколку? Ну, тогда садитесь по лавкам, будем трудиться.
(Дети делают кукол по книге М.И.Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». Изготовляем куклы, стр. 187).
Хозяюшка: Вот какая куколка получилась. Русская народная игрушка связана с культовыми обрядами и верованиями. Женская фигурка означала Мать-землю. Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека, затем стала выделяться голова. Эта часть символизировала духовную сущность человека, и для того, чтобы её обозначить, старались брать белую ткань.
Лицо не раскрашивалось по суеверным соображениям: согласно языческой культуре лицо человека оживает. Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо; кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего. Поэтому у нашей куклы нет лица.
Сегодня вы можете взять ваших кукол домой, показать маме, а в следующий раз обязательно принесите – мы будем их одевать.