Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»
Возраст воспитанников (5-6лет)
Виды деятельности: познавательное, игровая, коммуникативная.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие
Программное содержание:
1.Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.
2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.
3.Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине, и последующие.
4.Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.
5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое педагогом, в рифму.
Материал: Четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками — авторские и русские народные.
Предварительная работа:
Рассказывание по картинкам, составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом перед двумя мольбертами, на которых стоят 4 закрытых картинки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, про что я сейчас загадаю загадку:
Их любят взрослые и дети,
В них происходит все на свете:
И чудеса и волшебство,
В них побеждает зло добро.
Их мамы читают детишкам на ночь
После чего закрываются глазки
И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)
Воспитатель: Правильно, сказки, и сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?
Ответы детей (народ, сказочники) уточняю.
Воспитатель: Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)
Воспитатель: А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)
Воспитатель: Назовите, каких авторов-сказочников вы знаете? Какие сказки они написали? Посмотрите на мольберт и скажите, где авторские сказки? Где русские народные?
Ответы детей уточняю и исправляю (К.Чуковский, А.С.Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм и др.).
Воспитатель: Назовите русские народные сказки.
Дети перечисляют сказки.
Воспитатель: Какими словами начинаются русские народные сказки?
Ответы детей : («Жили — были», «в некотором царстве, в некотором государстве…»)
Воспитатель: Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»).
Воспитатель: Скажите, чем отличается сказка от рассказа?
Ответы детей уточняю:
В сказках звери разговаривают, думают, в сказках происходят чудеса, волшебство, в сказках есть выдуманные персонажи баба-яга, водяной, леший, кикимора и др.
Воспитатель: Далее я открываю 1 сюжетную картинку на мольберте и говорю:
Сегодня мы будем с вами сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?
Дети перечисляют, кого они видят на картинке.
Воспитатель: Где живут звери?
Ответы детей : (В лесу)
Воспитатель: В каком лесу живут звери?
Ответы детей : (Густом, зеленом, светлом, дремучем и
т.д.)
Воспитатель: Какое время года, время суток вы видите?
Ответы детей : (Лето, день)
Воспитатель: Какой день на картинке, как вы думаете?
Ответы детей : (Солнечный, летний, теплый, ясный)
Воспитатель: Как вы догадались, что это солнечный, ясный день?
Ответы детей : (Тень от деревьев, со стороны солнца деревья светлее, трава и листья светло- зеленые)
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что на картине изображены разные звери. Какой еж? Заяц? Медвежонок? Белка? и др. (Описание внешности зверей).
Воспитатель: С каких слов мы начнем придумывать сказку?
Воспитатель: Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.)
В одном густом, зеленом лесу жили-были белка, еж, заяц, медвежонок. (Жили-были разные звери.) Жили они дружно.
Однажды в летний, солнечный, теплый день собрались друзья вместе и …
Воспитатель: Что было дальше, как вы думаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я открываю вторую картинку, и дети продолжают начатую сказку по сюжету второй картинки.
Затем я открываю третью картинку, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.
Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами:
Воспитатель: Что делает каждый из друзей?
Что случилось с одним из героев сказки?
Как помогла белка (заяц, медвежонок, мышка), попавшему в беду, ежику?
Воспитатель: Далее я спрашиваю:
Чем закончилась сказка? (Высказывания детей)
Воспитатель: Молодцы, вы придумали свой конец сказки, а вот как она закончилась у нас на картинах, узнаем после игры.
Физминутка.
Игра «Совушка — сова» или «День-ночь».
Воспитатель: После физминутки открываю четвертую картину и предлагаю рассмотреть ее, затем по ней придумать завершение сказки.
Чем закончилась сказка на наших картинках?
Ответы детей обобщаю.
Воспитатель: Что помогло всем зверям спасти ежика? (Дружба)
Мы с вами придумали сказку, а как мы ее назовем?
Ответы детей: «Звериная дружба», «Спасение ежика» и др.
Далее дети, которые не рассказывали, рассказывают всю сказку от начала до конца (3 человека).
Воспитатель: Я оцениваю сказки вместе с детьми:
Чья сказка понравилась больше всех? Почему?
Затем указываю на ошибки и хвалю всех детей, особенно тех, у кого были удачные речевые обороты, интересный эпизод, интересное начало сказки и ее концовка.
Воспитатель: Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки, которые вам больше всего понравились и сделаем альбом с иллюстрациями к сказке.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение в рифму».
Воспитатель: Я буду читать предложения, а вы закончите его.
1.Заболела эта книжка,
Изорвал ее … (мальчишка, парнишка)
2.Взяли мы разные маски,
Чтобы показывать … (сказки)
3.Пышный хвост — ее краса,
Это — хитрая … (лиса)
4.Песни поем веселые, хороводные
А сказки любим … (русские, народные)
5.А еще мы любим сказки поэтов.
Они в стихах, все знают … (об этом)
6.Хоть зима, хоть весна,
Вся в иголках … (сосна)
Воспитатель: Молодцы! Хорошая у вас получилась рифма, мы еще потренируемся и будем сами сочинять стихи.
На этом занятие закончилось.