Почему ребенок говорит неправильно
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает при условии общения ребенка со взрослым.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же внешние условия окружающей среды.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков р, л, ускоренный темп речи. Примером неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих детей, возникновения у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье.
Различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробномпериоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить к общему речевому недоразвитию. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 мес. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период влияния того или иного вредного фактора, недоразвитие может касаться преимущественно двигательных, сенсорных, речевых или интеллектуальных функций. При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом, с более выраженным поражением отдельных мозговых структур, что обуславливает возникновение сложного дефекта, например сочетание моторной алалии с олигофренией и т.п.
Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери вовремя беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям, несовместимость по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции), травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частыеинфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства.
В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним их проявлений которых часто является общее недоразвитие речи.
В тех случаях, когда вредоносное воздействие на речевые зоны мозга происходит в период, когда речь ребенка уже сформировалась, может иметь место распад речи – афазия.
Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и общего недоразвития речи, принадлежит генетическим факторам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий. Также нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
Возникновение обратимых форм общего недоразвития реи может быть связано с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если влияние этих факторов сочетается хотя бы и с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика и коррекция различных нарушений развития речи. Если речевые дефекты выявляются в только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного обучения в школе.
Подготовила учитель-логопед
Другова Наталия Евгеньевна