Эссе
На земле каждый день рождается много людей, но лишь единицы становятся знаменитыми. Возможно, мне не суждено совершить подвиг, стать всемирно известной, сделать великое открытие. Мне важнее то, что люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и непременно внесут свой посильный вклад на благо нашей Родины, а кто – то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, так как я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, частичку своей души.
Почему я выбрала эту профессию? Потому что моя профессия — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость своей профессии, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.
В. А.Сухомлинский писал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». И я стараюсь уже более 20 лет «играть» так, чтобы эти струны «звучали».
Я будто работаю в кузнице, но не там, где железо и молот,
Взяла я себе в союзницы нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики на солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики, парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких, я в светлую жизнь веду.
Завидуют мне многие, я — воспитатель в детском саду!
В этой профессии переплетается множество других. Здесь главное – любить ребенка, но просто любить мало. Необходимо рассмотреть в нем личность, помочь ее развить, руководствуясь главным законом «Не навреди!». И я стараюсь не навредить: как врач, лечу словом и вниманием, как судья, взвешиваю честно добро и зло, оцениваю детские поступки, не наказывая, а предостерегая, как друг, выслушиваю каждого, поддерживаю и помогаю стать хорошим человеком.
И я люблю каждого ребенка и принимаю его таким, каков он есть. Верю, что каждый ребенок особенный, гениальный, неповторимый. И за это уважаю его, строя отношения на равных, помогая каждому понять и оценить свое «Я».
Я предоставляю каждому ребёнку такую страну, которая учит их всему светлому, доброму и даёт жизненные силы в трудных ситуациях сделать правильный выбор. Стараюсь создать уют, тепло и комфорт в группе, чтобы каждый новый день для ребенка был маленьким островком счастливого детства. Поэтому сегодня я просто воспитатель, а завтра детей встречаю в роли циркового Петрушки, забавного Незнайки, бабушки- загадушки, экскурсовода, путешественника¸ или просто веселой Играйки, с которой можно шутить, играть, петь, веселиться
Федеральный стандарт дошкольного образования дает мне возможность творчески подходить к работе. Вижу это творчество в создании обстановки новизны, поиска, открытий. Каждому ребенку все в группе доступно, все интересно. Можно поиграть, «полечить» заболевшую куклу, отремонтировать в «Мастерской» машину, сделать прическу подружке в «Парикмахерской», купить все необходимое в «Магазине» для приготовления обеда, понаблюдать за распустившимся цветком, сделать опыт в мини-лаборатории, рассмотреть картину или новую книжку с картинками, стать «артистом» в театральной студии, «барменом» в «Кафе», поваром в столовой , модельером в «Ателье».
Мне нравится наблюдать за поведением детей, как по — разному они относятся друг к другу, взрослым, животным и игрушкам. Любую ситуацию использую в воспитании светлых добрых чувств. Через книгу, беседу, рассказ, проблемную ситуацию дети учатся добру, осуждают зло, оценивают поступки людей.
Невозможно воспитать хорошего человека, не знающего историю своего народа. Это точно сказано. Делаю все для того, чтобы дети знали историю своего края, воспитываю в них чувства патриотизма и гражданственности с главной задачей — защищать своё Отечество, формирую бережное отношение к традициям своего народа и его труженикам, любящим свою землю.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Поэтому поисково-исследовательская деятельность является для меня на сегодняшний день актуальной. Как, оказывается, интересно узнать, что в яйце есть белок и желток, а вода может принимать форму сосуда, а еще она может быть твердой, если замерзнет, превратится в пар, если ее нагреть. Открывая новое, неизведанное, ребенок учится думать, анализировать, делать самостоятельно выводы.
Жизнь бежит, как быстроходная река – всё течет, всё меняется. Система образования тоже не остается в стороне. Каким мы видим новый детский сад? Какого воспитателя хотят видеть рядом с собой дети и их родители? А, может, самый лучший уже среди нас?
Воспитатель…Кто он в настоящее время?
Это друг по отношению к детям, их помощник и союзник, который соединяет в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих воспитанников. Воспитатель — актер и художник, режиссер и постановщик. Воспитатель — гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное — чем этот сосуд будет наполнен. Моя задача — заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, чтобы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества. Я уверена, что профессия, определяющая своим содержанием прошлое, настоящее и будущее человека и всего человечества, подобна профессии художника. И главная награда для меня в моей работе – улыбка на лицах детей и благодарный взгляд родителей.
Все-таки, каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности?
Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!
Конечно, щедрым должен быть!
Всего себя без сожаления он должен детям подарить.
Сегодня очень модно говорить о новых технологиях в обучении и воспитании детей. Стараюсь идти в ногу со временем. Педагогику сотрудничества использую при формировании коммуникативных навыков и умений. Деятельность сотрудничества развивает равенство ребенка и воспитателя. Здоровьесберегающие технологии помогают укрепить и сохранить здоровье детей, сформировать положительное отношение к собственному здоровью. Технологии развивающего обучения позволяют мне посмотреть на идею обучения, идущую впереди развития и ориентированную на деятельность ребенка как основную цель. Знания для меня не конечная цель, а всего лишь среда развития детей. На первый план выдвигаю развитие детей в различных видах деятельности. Игровые технологии направлены на развитие психических процессов. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Использование проектной деятельности помогает мне повысить личную уверенность каждого ребенка, участника проектной деятельности, развить осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни станут изобретателями, генераторами новых идей.
Но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
Воспитатель – для меня это, скорее, не профессия, а образ жизни.
Мое педагогическое кредо: У ребёнка внутри таится потерявшийся солнечный лучик. Нужно дать ему засветиться, и развеять сомнений тучи.
Мой девиз — формула успеха: У- усердие; С – самообразованность, П – преданность делу, Е — единомыслие, Х – характер.
Педагогическая философия: Педагоги немножко Боги и немножко причастны к вечности, так как делают человечество!
Я счастлива, что я – воспитатель. У меня есть любимое дело. Можно сделать одно в жизни важное изобретение, и о тебе будут вспоминать потомки. А можно просто выпустить в жизнь больше сотни ребятишек, и встречая их через много лет на улице, услышать: «Мама, это наша Ирина Борисовна – моя любимая воспитательница. Помнишь, мы к ней в группу ходили?» И такая гордость за нашу профессию охватывает меня, что хочется даже всплакнуть от счастья, а потом ещё больше творить и созидать…
Я безгранично счастлива от того, что сделала правильный выбор, что моя профессия нашла меня и могу приносить пользу в воспитании подрастающего поколения.
Я воспитатель и этим горжусь,
Что вместе с детьми жить на свете учусь,
Да, я актриса многих ролей,
Но главная роль- заменять матерей.