Конспект основной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Любимые сладости»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы организации: коллективная работа, работа по подгруппам, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность педагога с детьми.
Предшествующая работа: рассматривание разных сортов конфет, рассказы и беседы с детьми о производстве конфет на Тимашевской кондитерской фабрике, изготовление бутафорий конфет для игры в «Магазин».
Задачи:
-создавать условия для формирования познавательных действий, становления сознания;
— способствовать развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук;
— формировать представления о процессе изготовления конфет, их строении.
-развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;
-упражнять в образовании падежных конструкций (беспредложных и с предлогами), относительных прилагательных, формировать навыки составления описательного рассказа с помощью пиктограмм;
-создать условия для формирования способности к выражению своей точки зрения, умению рассуждать.
— воспитывать интерес к рассматриваемым вопросам,
Материал: картинки-схемы с изображением состава конфет; разные виды конфет в одной вазе, материалы для изготовления детьми королевы Конфетины, которую дети сделают в ходе ООД, конфетные фантики, листы бумаги в уголке ИЗО. Схема описательного рассказа, карандаши. Все находится на своих местах: в игровом центре, уголке ИЗО, на столах.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание | Ответы детей | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель подходит к детям. — Ребята, как вы думаете, зачем я вас попросила сегодня принести в группу разные конфеты? Правильно, сегодня 18 октября, день конфет. | -Может сегодня у кого-то день рождения? -Наверное, мы будем играть в магазин? -А можно устроить выставку конфет? -Может, мы сегодня будем говорить о конфетах? -Так сегодня же день конфет! | Отлично! Сколько разных вариантов?! |
-А вы любите конфеты? Давайте о них и поговорим. Но сначала узнаем, кто больше всех любит конфеты? Предлагаю поиграть. Кто за? Я буду называть слова, среди которых будет название конфет. Услышав слово, связанное с конфетой, вы хлопаете в ладоши. -Яблоко, мандарин, мяч, ириска… -Стол, дерево, цветы, Сникерс… -сумка, дом, лимон, машина, шоколадка… | Дети хлопают на слово, связанное с конфетами. | Вы внимательные и сообразительные! Оказывается, вы все сладкоежки. |
А какую конфету вы бы назвали королевой? Почему вы именно свою названную конфету назвали королевой? | -Марс -Сникерс -Шоколадку «Несквик» -Молочный шоколад -Леденец -Она очень вкусная. — Она моя любимая конфета. — У нее очень красивая обертка. -Такие конфеты любит моя мама. | Здорово! |
А вы бы хотели превратить любую куклу в королеву конфету? Как вам идея? Как это можно сделать? Предлагайте свои варианты. Девочки, выберите куклу для превращения ее в королеву. | — Интересное предложение. — Можно сделать кукле венок из конфет. — Можно вместо платья надеть обвертку из шоколадки. — Можно дать ей корзинку с конфетами. — Можно сделать ей платье из фантиков. | Суперидея! Давайте сделаем ей платье из фантиков. |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Ответы детей | Обратная связь на высказывание детей/ примечание |
— Что нам может понадобиться для превращения куклы в королеву конфету? — Кто будет разбирать фанты? -Кто хочет сделать из них бантики? — Кто будет клеить бантики на платье? — Кто желает оформить корзинку? — Мы ничего не забыли? — Кто возьмет на себя оформление корзины? — Прекрасно, выбери в вазе конфеты для веночка. Договоритесь со Светой и вместе сделайте веночек. Ребята, все, что вам нужно для работы, вы можете найти в группе. | -Конфеты. -Конфетные фантики -Корзинка -Клей -Корона Света – Мне нравится разбирать фантики. Наташа –Я умею делать бантики. Оля- Я буду тебе помогать. Саша- Мне хочется оформить корзинку. Ира- Мы забыли сделать кукле веночек. Наташа- Можно сделать веночек из маленьких леденцов. Дети выполняют работу коллективно, в парах. | Прекрасно. Ищите все, что назвали. Отлично. Как быстро вы справились с работой. Такая прекрасная получилась королева Конфета. |
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/ примечание | |
— Друзья, у нас готова королева Конфета. Предлагаю для нее утроить выставку конфет. — Как бы вы это сделали? — Думаю, что получится отличная выставка. Приступайте к работе. | -Можно разложить конфеты в тарелки. -Разделить конфеты- шоколадные отдельно, ириски отдельно, леденцы отдельно. -А здесь еще есть шоколадные фигурки. Их можно расставить в коробки. -Можно украсить выставку конфет осенними листьями. | Отличный вариант. Вы просто, супер! Сколько идей , фантазии, творчества проявили. |
— Дети, приглашаю вас на выставку. — А вы знаете, что такое конфета? — Посмотрите, какие конфеты разные на нашей выставке. Как их можно отличить одну конфету от другой? — А из чего делают конфеты? На нашей выставке вы видите шоколадные фигурки. — Оля, какую фигурку ты видишь? — Сережа, какая фигурка тебе понравилась? — Наташа, какую фигурку выбрала ты? Педагог предлагает назвать шоколадные фигурки сначала в именительном падеже, затем в родительном. | -Конфета- это кондитерское изделие с различными добавками, начинками. Конфета – это сладость. -Конфеты разного цвета. -Конфеты разной формы. -Конфеты в фантиках и без фантиков. -Конфеты мягкие и твердые. — Конфеты делают из сахара, из шоколада, из какао, конфеты бывают с орехами.. -Медвежонок сделан из шоколада. -Шоколадное яйцо. -Шоколадный заяц. -Зайца. Медвежонок- медвежонка -Яйцо-яйца -Заяц-зайца -Черепаха-черепаху -Кот-кота | |
— Ребята, а что будет, если шоколад нагреть? | -Шоколад растает. -Фигурки изменят форму. -Фигурки станут некрасивыми, от такого шоколада будут грязные руки… | |
-А представьте, что вы маленькие шоколадки и находитесь под палящими лучами солнца. — Что с вами произойдет? — А чтобы это не происходило, где лучше хранить шоколад? | Пластический этюд Дети стоят, напрягая мышцы рук и ног. Затем расслабляют мышцы, как медленно тающий шоколад меняют форму. Хранить шоколад лучше Лучше хранить шоколадные конфеты прохладном месте, в холодильнике. | У вас классно получается! Какие вы молодцы! |
-Ребята, как вы думаете, что это за схема? | В случае затруднений воспитатель подсказывает: а если я спрошу, из чего делают конфеты или из чего они состоят, вы догадаетесь, что изображено на схеме? — Может это схема строения конфет? | Молодцы! Какие вы сообразительные. |
Да, это схемы строения конфет. Мы с ними поработаем позже. -А сейчас предлагаю поговорить о конфетах с начинкой. Если начинка твердая, конфету покрывают твердым слоем конфетной массы. Если начинка мягкая, жидкая, ее помещают в формочки с конфетной массой и дают возможность охладиться, при низкой температуре она застынет. Иногда конфету заливают глазурью. -А что делают в конце? -Так, что же можно рассказать о конфете по этой схеме? -Ребята, все согласны? | Показ слайдов. -Заворачивают в фантики и помещают в коробки. -Эта конфета с начинкой, она покрыта конфетной массой и глазурью. Рассматривают несколько схем. | Интересные варианты! Любопытно, правда! Прекрасный вариант. Молодцы. |
-Ребята, а из чего можно сделать начинку? -А если начинка сделана из яблок, как она называется? -Из вишен начинка? -А если начинка состоит из двух продуктов, как она будет называться? Например: из яблок и желе? | -Из шоколада, из орехов, из желе, из фруктов, из крема, из карамели… -Яблочная. -Вишневая. Далее: ореховая, желейная, кофейная, апельсиновая, персиковая, вафельная и пр. -Яблочно-желейная Далее: кофейно-молочная, молочно-кремовая, сливочно-медовая.. | |
-А если конфета состоит из нескольких слоев, как это можно изобразить на схеме? Попробуйте нарисовать. | Дети рисуют схему конфеты, состоящую из двух слоев, трех, четырех. | Мне нравятся ваши схемы Они правильно выполнены. Вы просто молодцы. |
-А как вы думаете с конфетой можно поиграть? Предлагайте варианты игры с конфетой. -А у меня есть сюрприз для вас. Я в игровом уголке спрятала конфеты, а, вы, найдя конфету, скажите, где ее нашли. | -Можно передавать конфету друг другу под музыку, а когда музыка остановится, тот, у кого окажется конфета может рассказать стихотворение, или потанцевать. -Можно много конфет повесить на веревочку и с завязанными глазами их срезать. — Можно посоревноваться, кто быстрее съест конфету. -Можно конфету спрятать и искать. Дети ищут конфеты и говорят, где нашли: — Я нашел конфету под стулом. -Я нашла конфету за машиной. — Я нашла конфету на столе. -Я нашел конфету под корзинкой. -Я нашел конфету в ведерке и пр. | Прекрасный вариант игры. Отличное предложение. Я очень рада, дети, что вы сумели придумывать столько интересных игр с конфетой. |
-Что-то загрустила наша королева Конфета? Вы можете догадаться, почему? Прекрасное предложение, поиграть с конфетой Королевой. Тем более, что у нее что-то приготовлено для игры. Сережа, посмотри, что в коробке у королевы Конфеты? Ваши предложения, что делать с этими геометрическими фигурами? -Сережа, раздай детям фигуры, Наташа, раздай детям ячейки. Представьте, что вы пакуете конфеты разной формы в коробки. | — Может она устала? -Может она хочет попробовать конфету? -Может она грустит, потому, что у нее нет подружек? -Может она с нами тоже хочет поиграть? -В коробке геометрические фигуры и пустые ячейки. -Нужно геометрические фигуры вставить в ячейки. Дети раскладывают «конфеты» по ячейкам и отвечают ан вопрос, какой формы конфеты укладывают: треугольные, квадратные, прямоугольные, круглые. | Ваши предположения мне нравятся. |
-Сегодня вы узнали много нового и интересного о конфетах, я думаю, что вы сумеете рассказать о конфетах королеве Конфете. В этом вам поможет схема, (воспитатель выставляет схему и объясняет, что обозначает каждое изображение: красная полоска- цвет, треугольник -форма, круг- начинка, круг в круге- глазурь, прямоугольник с несколькими цветами- слои в конфете, квадраты разного цвета- названия конфет (желтый- медовая или лимонная, коричневый- шоколадная, кофейная, оранжевый- апельсиновая, абрикосовая и пр. | Дети выбирают понравившуюся конфету и по схеме составляют о ней рассказ. | Какие красивые получились у вас рассказы. И очень понятно, о какой конфете вы рассказывали. Оставьте себе эти конфеты. |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Ответы детей | Обратная связь на высказывание детей / примечание |
-Ох, как довольна королева! -А вы довольны? — Что вам понравилось больше всего? | -Очень понравилось, как мы украшали королеву. Все очень старались. -Понравились игры с конфетами. Мы их сами придумали. -Понравились рассказы детей о конфетах. -Понравилась выставка конфет. | Спасибо за ваши мнения. Мне тоже все понравилось. |
— А теперь можно расслабиться, раскрыть свою конфетку, понюхать ее, сделав носом вдох, ртом- выдох, не надувая щек и попробовать на вкус. | Дети выполняют дыхательную гимнастику и кушают свою конфету. | Вот, оказывается, зачем мы сегодня принесли в группу столько конфет! О них можно много получить знаний и поиграть с ними. А еще я хочу вас похвалить за то, что вы свои фантики не бросили на пол, а сложили аккуратно в коробочку с фантиками. Вы совсем уже большие и радуете нас, взрослых, своими делами. |