Конспект занятия «Огонь — друг, огонь — враг» в старшей группе
Цели:
1. формирование представлений о правилах пожарной безопасности.
2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
3. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Методические приемы:
• игровой;
• наглядный;
• словесный (загадка, стихотворение).
Оборудование: знак опасности, символ огня, сказка «Огонь — друг, огонь — враг», картинка с изображением пожарной команды, мяч, ленточки красного и синего цветов, предметы для пожаротушения, светофорчики (красный — зеленый, карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, медаль «юные пожарные».
Предварительная работа: экскурсия в пожарное депо, дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.
Ход занятия
Педагог. Я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется. Правильно, это знак опасности.
А сейчас давайте поиграем. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.
Дети по очереди перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т. д.
Педагог. Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.
А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова?
Верно, это — огонь (показывает символ огня).
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь — друг, огонь — враг».
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел — по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети. Он сжигал все подряд.
Педагог.И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.
Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети. Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т. д.
Педагог. Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь — сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени — это сгорает ракетное топливо.
Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, от чего может возникнуть пожар?
Дети. От спички, непотушенного окурка, невыключенных газовой плиты и электроприборов.
Педагог. А что может загореться дома, в лесу? Ответы детей.
Педагог. Чем кроме огня еще опасен пожар?
Дети. Дымом — им можно задохнуться.
Педагог. А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит — руки нужно опустить.
Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья, бензин, краска.
Педагог. Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс-вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сможем назвать, что там изображено.
Вопросы к детям:
1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
3. Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжелая, но нужная людям.)
4. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)
7. По какому номеру вызывают пожарных? («01».)
8. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес: улицу, номер дома и квартиры.)
Педагог. Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка — это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови — бросай, сразу отвечай».
Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)
Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня.)
Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)
Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)
Чем тушат бензин? (Пеной.)
Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)
Педагог. Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру «Огонь — вода». Дети с красной ленточкой — это огонь, с голубой — это вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т. е. «потушить огонь» (играем 1—2 раза).
Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички) и подумайте, для чего они нужны? Они нужны, чтобы потушить огонь. Найдите один лишний предмет.
Дети. Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.
Педагог. И нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается — запрещается».
Возьмите в руки свои знаки — светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок —если это делать можно:
в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
бросать горящие спички;
кричать и звать на помощь взрослых;
оставаться в помещении, где начался пожар;
открывать окна и двери во время пожара;
закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
оставлять без присмотра включенные электроприборы;
двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
обливать водой стены, пол во время пожара;
пользоваться лифтом;
не бояться, слушаться во всем пожарных;
тушить водой горящие электроприборы;
обращаться к соседям за помощью;
по возможности пытаться тушить пожар;
включать газ, электроприборы, свет.
Педагог. Молодцы, садитесь, все правила назвали.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети. Он получает ожоги, задыхается от дыма.
Педагог. Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показывает картинку).
Педагог. Вы должны запомнить, что пожар — это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.