Пример взрослых — формирование правильного произношения у детей
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс: ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате работы к 4 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнок не произносит отдельные звуки «л. р», группу звуков «с. з. ц» или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими («коска», вместо «кошка», «зук» вместо «жук», «сяска» вместо «чашка», «сетка» вместо «щётка»); звук «л» произносится как «в» («вошка» вместо «ложка»); звук «р» — картаво («грука» вместо «рука»). Иногда у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не чётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко- слогового, звуко-буквенного анализа. К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции. Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов и, в-первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения ребёнка ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано, нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произношения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки- «р,л», группа звуков — «ш,ч,щ» или несколько групп звуков: сонорные: «р,л,н», свистящие- «с,з,ц», шипящие- «ш,ж,ч,щ» и т. д.
Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, стихов, загадок, что делает занятие более интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей происходит легче. У большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому различные стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.
Продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15-20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.
Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.
Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи. Ребёнок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделения звука из слова, пусть ребёнок определяет, где стоит звук – В начале, середине или в конце слова. Закрепление звукопроизношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словосочетаниях, предложениях и текстах.
Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.
Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день. При выполнении артикуляционной гимнастики соблюдайте следующие требования:
- Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
- Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
- Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка.
- Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руки ребёнка, имитируя движения языка.
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.