Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме: «Бережём лесное богатство»
Цель:
Побуждать детей любить и охранять природу.
Задачи:
— воспитывать бережное отношение к растениям и животным;
— побуждать отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу;
— формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека; желание самим посадить дерево, ухаживать за ним;
— развивать любознательность, память, умение делать выводы.
Оборудование: иллюстрации животных и растений, картинки: к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный», «Правила поведения в лесу».
Предварительная работа: посещение территории детского сада для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы.
Интеграция областей: познание, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение, с воздушным поцелуем пошлём друг другу. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.
Воспитатель с детьми выходят на улицу.
Вступительная беседа по теме занятия
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о её защите.
— Что такое природа?
Ответы детей:
Воспитатель: — За что мы любим природу?
Ответы детей:
Воспитатель: — Какие книги читали о природе?
Ответы детей:
Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и всё, что там живёт и растёт. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему?
Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?
Дети: Посадить разные деревья.
Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?
Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».
Воспитатель: Что же даёт человеку лес?
Дети: Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.
Воспитатель: Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?
Дети: Лиственный.
Воспитатель: Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?
Дети: Хвойный.
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»
Игра «Создай лес»
Дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы пойдём по территории детского сада и посмотрим, какие деревья растут у нас.
Экскурсия по территории детского сада.
Воспитатель загадывает загадки
Стоит в белой одёжке,
На ветвях серёжки. (Берёзка)
Что же это за девица
Не швея не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
Развесила бабуся оранжевые бусы,
Прилетели свиристели, все бусы съели. (Рябина)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Воспитатель: Ребята, дерево — это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Вы знаете какую пользу оказывают лесные жители.
Ответы детей:
Воспитатель: Жители леса защищают его:
— каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,
— у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,
— в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.
А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.
1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)
2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (ответы детей.)
Воспитатель: Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.
Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы!
Какой вред наносят туристы?
Ответы детей: Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мёртвым.
Воспитатель: Правильно ребята, некоторые туристы наносят непоправимый вред лесу. Послушайте стихотворение Глеба Горбовского, которое так и называется «Мёртвый лес».
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел…
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары,
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары. …
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес:
Что ни пихта — иссякла сила,
И что ни лиственница — крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди! –
Не человек. Злодей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему поэт показывает злодеем человека, который сжёг лес?
Ответы детей:
Воспитатель: Как нужно беречь лес от пожара?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?
Дети:
— Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
— Рощи да леса – всему краю краса.
— Растения – земли украшения.
— Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
— Лес – богатство и краса, береги свои леса.
— Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Воспитатель: Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зелёный лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята,о чём мы говорили сегодня на занятии?
Ответы детей:
Воспитатель: Что нового узнали?
Ответы детей:
Воспитатель: Научились ли мы чему-нибудь?
Ответы детей: