Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?




Календарь
Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме: «Бережём лесное богатство»

Цель:

Побуждать детей любить и охранять природу.

Задачи:

— воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

— побуждать отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу;

— формировать  у детей знания  о значении деревьев в жизни человека;        желание самим посадить дерево, ухаживать за ним;

— развивать любознательность, память, умение делать выводы.

Оборудование: иллюстрации животных и растений, картинки:  к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный»,   «Правила поведения в лесу».

Предварительная работа: посещение территории детского сада для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы.

Интеграция областей: познание, безопасность, чтение художественной  литературы, коммуникация.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение,  с воздушным поцелуем  пошлём друг другу. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.

Воспитатель с детьми выходят на улицу.

Вступительная беседа по теме занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о её защите.

— Что такое природа?

Ответы детей:

Воспитатель: — За что мы любим природу?

Ответы детей:

Воспитатель: — Какие книги читали о природе?

Ответы детей:

Но ведь природа – это не только участок детского сада. Это и леса, и луга, и реки, и горы, и всё, что там живёт и растёт. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете,  где воздух чище в городе или в лесу? Почему? 

Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.           

Воспитатель: А  что надо сделать, чтобы в городах воздух стал чище?        

Дети: Посадить разные деревья.

Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?      

Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».

Воспитатель: Что же  даёт человеку лес?

Дети:  Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.  

 Воспитатель: Скажите, как называется лес,  где растут берёзы, рябины, дуб?

Дети: Лиственный.    

Воспитатель:  Как называется  лес,  где растут ели, сосны, кедр?

Дети: Хвойный.    

Воспитатель:  Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»

Игра «Создай лес»

Дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.           

Воспитатель:  Ребята, а теперь мы  пойдём по территории детского сада  и посмотрим, какие  деревья растут у нас.  

Экскурсия по территории детского сада.

Воспитатель загадывает загадки

Стоит в белой одёжке,

На ветвях серёжки. (Берёзка)

Что же это за девица

Не швея не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

Развесила бабуся оранжевые бусы,

Прилетели свиристели, все бусы съели. (Рябина)                   

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Воспитатель: Ребята,  дерево — это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Вы знаете какую пользу оказывают лесные жители.

Ответы детей:

Воспитатель: Жители леса защищают его:

— каждая сова уничтожает за год 1000 мышей,

— у кукушки необыкновенный аппетит: за 1 час она съедает 100 гусениц,

— в муравьином домике за день исчезает целый килограмм вредных насекомых.

А как же люди умеют беречь природу? Внимательно подумайте и послушайте.

1. Был солнечный день. Две подружки Аня и Вера пошли в лес. Там они поиграли, полюбовались бабочками и стрекозами, послушали пение птиц, полакомились земляникой, нарвали цветов и пошли домой. Впереди шла гордая Аня с огромным букетом. А Вера шла следом и бережно несла один цветочек. Кто из девочек вам больше понравился и почему? (ответы детей)

2. Дети вышли на прогулку и увидели стайку воробьев, которые клевали хлебные крошки. Миша взял камень и бросил в птиц. Воробушки испугались и улетели. Дети засмеялись. Не насмехался только Павлик. Почему он не насмехался? (ответы детей.)

Воспитатель: Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы!

Какой вред наносят туристы?

Ответы детей: Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мёртвым.

Воспитатель: Правильно ребята, некоторые туристы наносят непоправимый вред лесу. Послушайте стихотворение Глеба Горбовского, которое так и называется «Мёртвый лес».

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел…

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары. …

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес:

Что ни пихта — иссякла сила,

И что ни лиственница — крест.

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди! –

Не человек. Злодей.

Воспитатель: Как вы думаете, почему в лесу случился пожар?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему поэт показывает злодеем человека, который сжёг лес?

Ответы детей:

Воспитатель: Как нужно беречь лес от пожара?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. Ведь человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. А какие пословицы о лесе помните вы?

Дети:

— Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

— Рощи да леса – всему краю краса.

— Растения – земли украшения.

— Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

— Лес – богатство и краса, береги свои леса.

— Враг природы тот, кто леса не бережёт.

Воспитатель: Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зелёный лес великан, и тихая речка, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята,о чём мы говорили сегодня на занятии?

Ответы детей:

Воспитатель: Что нового узнали?

Ответы детей:

Воспитатель: Научились ли мы чему-нибудь?

Ответы детей:

Комментарии закрыты.