Конспект наблюдения на прогулке: «Осень к нам пришла»
Цель: Обогащать представления о мире природы.
– Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период;
– Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;
– Воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов);
– Воспитывать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу.
– Развивать физические качества в процессе подвижной игры: быстрота, ловкость.
Место проведения прогулки: участок детского сада
Выход на улицу. Привлечение внимания детей.
Воспитатель:
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я… (осень)
– Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (осень, сентябрь)
– Сколько существуют осенних месяцев? Как они называются? (Три: сентябрь, октябрь и ноябрь)
– Кто любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)
Воспитатель:-Листья с осин осыпаются осенью,
-Листья и с клена летят.
-Осень оставит одетыми сосенки-
-Пусть до весны постоят.
– Как изменяются деревья с наступлением осени?
– Все ли деревья изменились?
– Как называется явление: «опадение осенних листьев»?
– Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?
– Каких цветов бывают осенние листья? Почему они меняют свой цвет?
Ответы детей:….
Дидактическая игра: «С какого дерева упал листок?»
С дуба –… дубовый,
С липы – …липовый,
С рябины – … рябиновый,
С тополя – … тополевый,
С осины – …осиновый,
С клена – …кленовый,
С березы – …березовый,
С ольхи – …ольховый.
Рассматривание осенних листьев
Уточнить представление детей о том, что осенью у листьев разнообразная окраска: от лимонно-желтой до темно-бордовой. Закрепить умение отличать деревья по форме листьев. Воспитывать желание любоваться красотой окраски листвы.
Воспитатель:
- В какие цвета окрашены листья берез, клена, сирени.
- Почему изменилась окраска листьев? (Стало холодно, солнце греет слабо.)
- На каких деревьях больше желтых, красных листьев?
- Как можно отличить одно дерево от другого (по форме листьев и т.д.)
Игра «Узнай дерево по листу» (один ребенок называет характерные признаки листа, остальные по описанию узнают, с какого дерева лист).
Наблюдение листопада:
Рассказать детям, что с похолоданием и во время ветра усиливается листопад. Воспитывать у детей радостные чувства при наблюдении данного явления, стремление рассказывать о них, используя образные выражения.
- Как назвать явление, когда листья падают на землю?
- Когда усиливается листопад?
- Какие листья опадают? (Сухие, красные, желтые.)
- На каких деревьях листья остаются на зиму? (На хвойных.)
Заучим стихотворение:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Словесная игра «Кто больше слов скажет об осенних листьях?»
Наблюдение за облаками
Учить детей наблюдать за облаками, отмечая произошедшие изменения. Подвести детей к выводу, что пасмурная погода – характерный признак осени.
- Какая сегодня погода?
- Почему небо кажется низким?
- Какими были облака летом? (Легкие, перистые, кучевые.)
- Какие еще признаки пасмурной погоды вы знаете?
Прочитать стихотворение А. С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Предложить зарисовать в альбомах погоду сегодняшнего дня.
Заключительная часть.
– Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
– В какие игры играли?
-Какие деревья вы увидели? Как они изменились?
-Какая цветовая гамма преобладает осенью?
(Ответы детей, похвала и возвращение в группу)