Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?(Январь)
-Воспитатель: «Даже птице не летится». Кому не летится?
—Ответы детей — (Птице) .
—Воспитатель: — Почему птице не летится?
—Ответы детей — (Она мерзнет.)
— Воспитатель:Как называются птицы, которые остаются зимовать?
—Ответы детей — (Зимующие.)
— Воспитатель:Каких зимующих птиц вы знаете?
—Ответы детей…..
Воспитатель:- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там? Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
— Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
( Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей,сорока)
Воспитатель:— Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
— Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут.
Ответы детей: (Снегирь).
—Воспитатель:Молодцы!У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
— А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь — птица (Зерноядная)
— Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
-Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
— Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей — дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко, словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает изпод коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут — лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …(Cорока)
— По – разному называют сороку: сорока — белобока, сорока — воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель:— Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?
— Ответы детей….
А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц»:посчитайте сколько птиц сидит на дереве?
-Ответы детей…
Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
-Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
-У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
-Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
-У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
— Молодцы, узнали всех птиц.
Воспитатель:-Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом?
—Ответы детей: (Кормушка).
—Воспитатель: — Правильно, для чего нужны кормушки?
—Ответы детей:….
—Воспитатель: Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку?
—Ответы детей:….
-Воспитатель: — Зимующие птицы не боятся морозов,они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
—Ответы детей…
Воспитатель: — Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
Игра «Птицы в кормушке».
-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)
«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье»
Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? _ — —Ответы детей: — Зима
Воспитатель: -Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
А сейчас поиграем в игру «Снежок»
(Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто-то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак зимы.)
А теперь скажите:
Воробей – что делает? — чирикает
Ворона – что делает? — каркает
Сорока – что делает? — стрекочет
Синица – что делает? — щебечет
Снегирь – что делает? — посвистывает
Дятел – что делает? — трещит
Сова – что делает? — ухает
Дидактическая игра «Птичья столовая»
— А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них- конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
Игра «Верю – не верю»
Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».
— Клесты выводят птенцов зимой?
— У синицы жёлтое брюшко?
— У воробья большой сильный клюв?
— Усвиристели на голове большой хохолок?
— У сороки длинный чёрный хвост?- Поползень – это длинноносая птица?
— Для птиц самое страшное зимой – это голод.
— Клесты любят семена шишек.
—Воспитатель: Дети как вы думаете, зимой птицам трудно?
—Ответы детей: — Да
— Воспитатель: — Почему?
— Ответы детей: — Зимой всё под снегом, а когда после оттепели наступают морозы, ветки деревьев обледеневают и птицам трудно добывать пищу и т.п.
—Воспитатель: — А как мы можем им помочь в это нелёгкое время?
— Ответы детей: — Нужно птиц подкармливать, для этого нужно мастерить кормушки. Птиц можно подкармливать различными семенами: подсолнуха, тыквы, пшена и др.
Игра «Определи на ощупь»
(В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.) Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках
—Воспитатель: — Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.
Итог занятия:
— О каких птицах мы говорили?
— Почему их так называем?
— Какую птицу называют лесным доктором?
— Кто из этих птиц трещит?
— Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
— Как называется «птичья столовая»?
— Какой корм нужно класть в кормушку?
— Ребята, вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устраивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.